на главную страницу сайта

Семиры и В.Веташа АСТРОЛИНГВА

ПУТЕШЕСТВИЕ в ДОЛИНУ КУЛЛУ и в ашрам Ауровеллей

на 4 недели (с посещением Агры и Каджурахо)

январь-февраль 2009 г.

 

23 янв.— утром поезд в Агру от ст. Низаммуддин (5 час. 6-7 am). Или днем (2 pm), в этом случае осмотр Акшардама с 9 час. — через Низамуддин бридж, по дороге мечети и гробница суфийского дервиша и основателя суф.ордена Низамутдина Чишти - дервиши играют музыку в стиле Каввали.

      Акшардам — вошёл в книгу Рекордов Гиннеса как самый грандиозный индуистский храм в мире. Открыт 6 ноя. 2005, посвящен индуист. реформатору XIX века Свами-Нараяни, территория более 12 га. Строили более 7 тыс. мастеров из Раджастана, Ориссы и Бенгалии. Чтобы избежать коррозии, при сооружении здания не использовалось железо, полностью из камня, имеет 234 отделанных орнаментом колонны и 20 четырёхгранных башен-шикхар. Храм создан по древним традициям, отделка велась вручную. Наружная часть сооружения из розового камня, а внутренняя - из белого мрамора. Храмовый комплекс открыт с 9 до 18 кроме ПН, включает в себя сам храм, прилегающие парки, светомузыкальный фонтан (20 rs 18.45), музей (диорама: 1 час. жизнь Свами Нараяна), кинотеатр (40 мин. паломничество по Индии 11-летнего ребенка), и искусственные крытые каналы для плавания на лодках (12 мин.10тыс.-летняя история Индии: 1-й университет Ташашила, пещерные храмы Аджанты-Эллоры: всего 3 часа - 125 rs 10-17.30:). Фотографировать запрещено. Фото есть на сайте: http://www.akshardham.com

 

(I вариант) 23 янв. день (12-18) или 24 янв. утро (8-14)— в Агре экскурсии в Форт: крепость Агры и Тадж-Махал. Ночлег в гостинице у Тадж Махала.

Форт Агры возведен 3-мя самими могущественными могольскими императорами и очень толстые стены крепости (10м) с глубоким рвом, впечатляют со стороны вокзала. Начал строить в 1565 г. Акбар, продолжили его сын Джахангир и внук шах Джахан. Над стенами (2,5 км) возвышается ряд резных каменных и мраморных строений и минаретов. Здесь был заточен Шах Джахан: когда сын отстранил его от власти.

В крепости: Дворец Джахангири Махал (1611) – гарем, каменная чаша для розовой воды. Дворец Джохад Бай построен Акбаром для царицы Джохадбаи, матери Джахангира. Виноградный сад Ангури Баг. Кхаз-Махал между двумя “золотыми павильонами”, постр. шахом Джаханом из мрамора, его спальня. Октагональная “жасминовая” башня Мусаман Бурж, где умер шах Джахан после 7 лет заключения, глядя на Тадж (1666). Зеркальный дворец Шиш Махал - комната переодевания для женщин. Два огромных зала для приватных и публичных аудиенций: Диван-и-Кхас и Диван-и-Ам, где стоит “павлиний трон”, украшенный мрамором. Хаммам-и-Шахи – проветриваемый летний дом и ванная. Водный парк Мачи Бхаван, который называют “павильоном рыб”. Похожая на драгоценный камень мечеть для женщин Нагина-Масджид. Белоснежная мраморная “жемчужная мечеть” Моти Масджид.

Тадж-Махал мавзолей Мумтаз Махал (ум.1631), строили 20 тыс.мастеров 22 года. Построенный посреди парка и над рекой Джамуной, он олицетворяет собой райский сад. Его форма: с 4-мя башнями-минаретами по бокам — форма и других мусульманских гробниц. Если посетить и их (недостроенный мраморный храм Даял Баг (самадхи индуистского учителя Радах Соами, построенный его другом-мусульманином) на окраине Агры, или мусульманский мавзолей Итмад-уд-Даула, возведенный императрицей Нур Джахан (‘свет мира’) в память ее отца, визиря Джахангира (1622-28: предвестник Тадж-Махала: ’baby Taj’. Мумтаз – ее племянница), Тадж-Махал не кажется столь уж уникальным. Только белый цвет и ощущение легкости над водой, при внушительных размерах строения, говорят о гениальности архитектора. Из-за множества больших, изящно инкрустированных арок шапки куполов Тадж-Махала словно висят в воздухе, и земная гробница возлюбленной шаха Джахана кажется небесным дворцом. Если знать, сколь велика роль любви в эзотерике мусульманства — суфизме, Тадж-Махал раскрывает свой духовный смысл. В мавзолей можно пройти пешком от форта по парку.

На окраине Агры также Сикхандра: названа в честь афганского султана Сикандера Лоди (1488-1517), где находится его дворец Баради и могила Акбара, самого великого из могольск. императоров (1556-1605), посреди чахар-багха: парка китайской планировки (4 км до Агры, 10 км от центра).

 

23/24 янв. веч. (18-19 час.) — ночной автобус в Каджурахо, если есть.

Или 24 днем Поезд Агра-Джанси-Харпалпур (2-5 час.), откуда автобус до Каджурахо (8-3 час.: от Харпалпура автобус 100 км). В Джанси поездом 2 часа+автобус 8 часов). Можно ночевать в Джанси или Харпалпуре, оттуда выехать утром – днем 25 будем в Каджурахо.

 

24/25/26 янв. – осмотр древних храмов Каджурахо: столицы династии Чандела (950-1050 гг.). Сегодня это деревня с населением 10 тыс. человек. В силу удаленности этого места от главных путей сообщения храмы со скульптурами индийских божеств не были разрушены моголами. Было 85 храмов с каменной резьбой, сохранилось 22. Почти все они из песчаника, кроме трех гранитных - 64 Йогинь (Чосат Йогини), Брамы и Махадевы. Храмы Каджурахо, построенные со спиральными суперструктурами, придерживаются северного индийского храмового стиля шихара. Платформы, на которых стоят храмы, особенность Каджурахо. Башни напоминают священные горы Кайлас и Меру.

(Гостиница Harmony у зап.группы храмов 400 руп. Велосипеды 20 руп. Есть речка, можно найти, где искупаться.

Чанделы — раджпутская династией, которая считала себя потомками Луны. С XVII века известна красивая легенда о происхождении Лунной династии. Прекрасная девушка брамин-ского рода Хемавати решила искупаться ночью в пруду с лотосами, но ее обнаженная красота привлекла бога Луны Чандру. Чандра спустился с небес и овладел девушкой. Ночью она была опьянена его чарами, но утром, когда он собрался уходить, прокляла его за соблазнение. "Не горюй, девушка, ты родишь великого царя", - сказал Чандрама, - "Он будет править в Махобе, а когда ему исполнится 16 лет, пусть он построит в Каджурахо храм, где ты сможешь замолить свой грех жертвоприношением". Сын родился и стал царем, и Хемавати получила Храм Любви, в котором она могла вечно вспоминать ночь своего соединения с Богом Луны.

Большинство храмов стоят на территории ухоженного парка, вход в который стоит 5 долларов, или 250 рупий. Несколько отдельно стоящих храмов — в 5 км от главного парка на территории деревни.

(В Каджурахо в марте проводится ежегодный фестиваль классического индийского танца, куда съезжаются танцоры со всей Индии. Танцоры разных стилей выступают на площадке на фоне храмов.)

Западная группа храмов: небольшие святилища Лакшми и Варахи (воплощения Вишну в образе быка 900 г.) перед большим храмом Лакшмана (посвящен Вишну 930-950 г., хорошо сохранился, вокруг скульптуры, фигуры апсар в роли поддерживающих колонн, внизу эротика, сцены охоты, сражений и церемоний). С постамента открывается вид на храм Матангешвара (внутри 2,5 м шивалингам), это наиболее простой, но действующий храм (украшенная цветами статуя Ганеши).

Самый большой и архитектурно совершенный храм Кандарья Махадев — 1025-1050, искусство династии Чандела – шпиль 30 м, 226 статуй внутри и 646 снаружи (боги, музыканты, митхуна - эротич. цены). Храм Махадева, разрушенный со скульптурой сандела, ласкающего льва. Деви Джагадамба: посвящен Парвати или Кали (черный образ), много образов Вишну и сардул: мифический полулев-получеловек, асур, митхуна — самый эротический храм. Читрагупта: немного новее, посвящен Солнцу: Сурья на колеснице с 7-ю лошадями, скульптуры танцовщиц, процессий, бои слонов, сцены охоты, 11-главая статуя Вишну, симв. его воплощения.

Парвати: Ганга на крокодиле, Вишванатх 1002 г. Шива и бык Нандин, женские скульптуры: пишут, качают ребенка, играют на музыкальных инструментах и т.д. Самый древний - Чаусатх Йогини  900 г.- название храма “64”: 64 йогини и богиня Кали. Лалгуан Махадев — посвящен Шиве и разрушен (гранит, песок). Археологический музей — коллекция статуй, собранных возле Каждурахо (с 10 до 17, в ПТ закрыт).

Восточная группа храмов:  Джайнистский храм-музей, галерея с 24 тиртанкарами (с 7 до 6 pm). Паршванатх — самый большой из джайнист. храмов (классич. фигура женщины, вынимающей колючку из ноги). Адинатх — перестраивался, близок индуистским храмам, только черный образ посередине указ. на джайнизм. Шанти натх ­— построен век назад, но много компонентов из страых храмов Каджурахо: 4 ½ м статуя Адинатха 1048 г. Гантай  разрушен: коллонны, джайнистская богиня и Гаруда. В Джайнистских храмах нет эротич. мотивов. Джавари (1075 г.), посвящен Вишну, хорошо сохранился — надо пройти через маленькую деревню. Вамана — к северу от Джавари (1100 г., богини). Храмы Брахмы и Ханумана — одни из наиболее старых, посвящены Вишну. 2 ½ м статуя Ханумана имеет древнейшую надпись 922 г.

Южная группа храмов: Дуладео — в 1 км к югу от джайнистского комплекса, женские фигуры, митхуна. Чатурбхуя — 3 м образ Вишну. 

 

26 янв. днем 15-16 час.: автобус до Харлапура/Джанси (4-8 час.), совмещенный с вечерним поездом (в 20-21 из Харлапура, в 24 час. из Джанси) - возвращение в Дели (из Джанси 7 час.)

 

(II вариант) 23 янв. – рано утром или поздно веч., после осмотра Акшардама, поезд Дели-Джанси (7 час.), откуда автобус до Каджурахо 8 час., или поезд Джанси-Харпалпур (3-4 ч.), оттуда автобус 100 км (2,5 час).

24-25 янв.— осмотр Каджурахо

25 янв. ночным автобусом 12 час. в Агру или 26 фев. утром выехать из Каджурахо в Харпалпур (3 часа) и дневным поездом Харпалпур-Джанси-Агра (5-6 час) – это день на переезд.

26/27 янв.— осмотр Агры, вечерний поезд в Дели (18 час) с пересадкой в Хардвар (23 час.) Или

 

Индуистские храмы27 янв. утром (8 am) поезд в Дели, осмотр Акшардама, если не посмотрели вначале, по дороге к мосту Низаммудина — мечети и гробница суфийского дервиша и основателя суф.ордена Низамутдина Чишти, где дервиши играют музыку в стиле Каввали. Недалеко также зоопарк: место отдыха и пикников, 2000 видов животных с 9:30 до 17:30 Mathura Road, Purana Qila и Старый порт.

Индуистские храмы Дели: Аяппа мандир Ayyappa Mandir Marg, Sector-ll, R.K. Puram,

Гаури Шанкар Chandni Chowk (Old Dehli, рядом мечеть)
Лакшми Нараян Бирла
temple Mandir Marg, от Коннат плейс к западу
Хануман мандир
Baba Kharak Singh Marg
Буддийские храмы: Будда вихара
Mandir Marg, Ладакхбодха вихара Bela Rd., daily 6 to 8 pm.

   В конце идущей от площади Коннаут улицы Раджпат 42-х метровая триумфальная арка: Ворота Индии, сооружены в честь погибших солдат во время афганских и первой мировой войн. У мемориала горит вечный огонь. По улице Раджпат 26 янв., в день Независимости Индии, проходит красочный военный парад.

     27 янв. веч. — поезд в Райвалу (10 pm Old Dehli) или Хардвар (11 pm Низамуддин).

Варианты транспорта: Shatabdi Express от New Delhi Train Station 6.55, прибытие в Харидвар в 11.20.

- На автобусе от Kashmere Gate ISBT (114 рупий, 6 часов), каждый час с 5 утра.

      

28 янв.- 2 фев.: отдых в ашраме Ауровеллей, назв. в честь Шри Ауробиндо (его биография и книги есть на сайте: http://www.yogamir.ru/shri_aurobindo.htm (распорядок: 6 утра - медитация, в 7 асаны, в 8 завтрак,

28 янв.- утром прибытие в Райвалу, днем прогулка на Гангу (можно искупаться), 12 час. беседа со Свами, 13 обед, возможно мои инструкции (еще немного об Индии и ее мифологии) и свободное время для гуляния по окрестным зарослям до веч. медитации (в 19 час.) и ужина (в 20 час.)

 

29 янв. днем поездка в Ришикеш: 1) ашрам и самадхи плейс йндийского йога-врача Шивананды (биография на сайтах http://www.yogamir.ru/shivananda.htm или http://www.sunhome.ru/religion/13820/p1), 2) через мост Шиваюлла на другую сторону реки, где расположено несколько красивых ашрамов со скульптурами и центральное храмовое место, а также дешевые магазины. 3) Прогулка по берегу Ганги с валунами до моста Лакшман юлла, 4) подъем в храм Ганги: вид на реку сверху.

 

30 янв. днем пешком 5 км до Хардвара по красивой дороге вдоль Ганги, где гуляют садху. Хардвар -- святой город, где проходит Кумамела и где Ганга разветвляется на 7 рукавов, берем билеты в Чандигарх. 1) подъем по канатной дороге на гору к храму Матери-Дурги (Манса Деви) посмотреть панораму города 2) центр города: место, где проходит пуджа Ганге (рядом рынок) 3) подъем к храму Кали-Дурги на  противоположной горе: панорама окрестностей или 4) храм Дакши в 5 км от города. 5) в 17 час.-вечерняя пуджа Ганге

 

31 янв. днем — отдых, или поездка на водопады за Ришикешем: 5 км по дороге выше от храма Траямбакешвар, небольшая дхаба с чаем и самосами, специально для тех, кто идет посмотреть на водопады - в джунглях справа. Интересна пещера с минерализованными стенами и потолком рядом с одним из них.

 

1 фев. днем — отдых, или поездка в горный храм Шивы (“Синяя шея”: миф о добыче напитка бессмертия, когда Шива выпил образовавшийся при этом яд и его шея стала синей), горная дорога по обрыву Ганги.

 

2 фев. — отдых, беседа со Свами. Вечером поезд в Чандигарх (если есть, оптимально в 12 ночи).

 

Kalka-Shimla Himalayan Railway3 фев.— старт путешествия в долину Куллу (если нет поезда, с утра после завтрака автобус в Чандигарх 6-8 час., ночлег). Чандигарх построен в нынешнем виде 50 лет назад по проекту архиктектора Корбюзье, смотреть особо нечего (хотя есть 3 музея, картин. галерея с картинами Н.Рериха, напротив Эйфелева башня).

 

3/4 фев.— в 20 км на автобусе Калка, оттуда ‘игрушечный’ поезд в Шимлу по красивым горным местам (удобная для обзора скорость 25-30 км в час: за 3,5 часа проходит 96 км: 102 туннеля, 969 мостов, 919 поворотов и 20 ж/д станций.  tourticket@irctc.com

 

4/5 фев.— автобус в Манди. Прогулка по городу: река и храмы (главный храм Шивы Бхунатх, Мадхарай, Тхарнадеви). Ночлег на озере Ривалсар (на автобусе около часа, горные виды с левой стороны автобуса!)

 

5/6 фев.— озеро Ривалсар: буддийский монастырь, рыбы, обезьяны, пещерный храм Падмасамбхавы: 1-го из буддийских учителей, распространившего буддизм в Тибет в 8 в. В пещеру Падмасамбхавы можно подняться пешком – 2 км пешком или 12 км на автобусе (автобус в 10 утра и в 15, два раза в день, обратно в 12 и в 17 час.) Самые красивые горные виды – с вершины горы над пещерой Падмасамбхавы, где расположен индуистский храм Матери-Нанны (более 3000 м), потом спуститься пешком к пещере Падмасамбхавы и озеру. Службы вокруг озера каждый день в 15 час. в тибет. монастырях, индуист. и сикском храмах.

 

6/7 фев.— если рано утром: возврат из Ривалсара в Манди, автобус в Маникаран в долине реки Парвати (3-4 часа, очень интересная дорога!): город горячих источников. Горная тропа к истокам реки Парвати, к древнему храму Шивы, где он по легенде медитировал 1000 лет: 1,5 км в гору — храмовый комплекс Шивы Биджли Махадев.

8 фев.— автобус Маникаран-Куллу (2,5 часа), оттуда в Наггар – посещение имения и музея Рерихов. Или:

 

6/7 фев.— возврат из Ривалсара в Манди, автобус Манди-Куллу  (2 часа, интересная дорога!). В Куллу смотрим район Султанпура: дворец раджей долины Куллу и храм главного бога долины Рагхунатха (базар Акхар). Автобус до Манали или Наггара в 25 км от Куллу (гостиница Ачарья Enclave внизу за рынком)

Наггар – посещение имения и музея Рерихов. Тропа направо вверх к храму Тримурти.

 

8/9 фев.-- тропа из Наггара на перевал Чандракани, в пос. Малану, где живут потомки А.Македонского и сохранились оригинальные традиции (это трекинг в горы, нужен доп. день. Может, в Малана на автобусе, а оттуда в Маникаран?)

 

9/10 фев.— автобус в Манали: 30-40 минут, красивая дорога. Манали на высоте 2050 м – конечный пункт обычных автобусов и главный тур.центр Куллу, где предлагаются трекинги и поездки выше в горы. Лесопарк реликтовых растений (высокие ели), храмы Ходимбы (1,5 км: мать долины, добуддийский культ, нога в камне) и Ману, храм комплекс Васишт (3 км вверх), пещера Арджуны (5 км), можно доехать на рикше.

 

10/11 фев.— возврат в Куллу. Можно также посмотреть в окресностях долины Куллу (факультативно): храмы Бекли Мата (Парвати) и Вишну Деви Терх (3 км от Куллу: бесплатный обед и акупунктурная диагностика) – это целый день. (Или деревни Неоли или Ширари, где происходят интересные богослужения.) Ночлег в Куллу в сикском храме.

 

11/12 фев.— автобус в Маникаран в долине реки Парвати (от Куллу 2,5 часа): город горячих источников, храмы Шивы. Горная тропа к истокам реки Парвати, к древнему храму Шивы, где он по легенде медитировал 1000 лет: 1,5 км в гору — храмовый комплекс Шивы Биджли Махадев. Или: возврат в Манди —

 

12/13 фев.— возвращение: автобус в Манди (около 3-х часов), 1) автобус Манди-Чандигарх (6 часов), поезд или автобус Чандигарх-Хардвар (6 часов). Или 2) от Манди до Шимлы, оттуда до Калки. Или 3) автобус из Манди в Дхармасалу (около 3-х часов): буддийский центр, где расположена резиденция Далай-ламы. Ночлег в Дхармасале. Город образован тремя улицами (этого вполне хватает, чтобы гулять у водопадов).

 

13/14 фев.— посещение Далай-Ламы в Дхармасале, возврат в Манди (3 часа), Манди-Чандигарх (6 часов), ночлег в Чандигархе или поезде в Хардвар (6 часов).

Или: автобус в Амритсар через Патанкот (10$), где можно посмотреть главный в Индии сикский Золотой храм (100 кг золота, смешение мусульманской и индуистской архитектуры. Ночлег в храме бесплатно до 3-х дней, 20 мин. гостиница Париж). Сразу на ж.-д. станцию за билетами. Амритсар был основан 4-м сикхским гуру Рам Дасом в 1577 году и получил свое название от амрита - нектар и сар – озеро: священного озера, расположенного около Золотого храма (Darbar Sahib. В храме хранится Грантх Сахиб — священная книга сикхов). В 15 мин. от храма по узким улочкам старого города Old City – маленький храм Дурги XVI в.- и большой Лакшми-Нараян посреди озера, как и Золотой храм.

 

15 фев. — возвращение в ашрам из Дхармасалы или осмотр Амритсара и ночной поезд из Амритсара в Чандигарх/Хардвар.

 

16-19 фев. — отдых в ашраме.

17 фев.— посещение горного храма Шивы (“Синяя шея”) или водопадов, если не успели в 1-й приезд.

Нилкантх Махадев Мандир добраться туда легче всего на такси, по горной дороге больше часа: виды на Гангу и Ришикеш. Дорога идет по заповеднику, где стоят знаки, предупреждающие о возможности встречи с дикими слонами через первобытную деревню Buffalo People, где не рекомендуется останавливаться, так как уклад этих горных людей сильно страдает от вмешательства цивилизации. Перед входом в храм стоит купить тарелку с подношениями божеству (20-50 рупий), тогда пустят в святилище. Особенно впечатляет огромное древнее дерево, вокруг которого построен храм. На крыше храма многофигурная композиция, изображающая богов, пахтающий мировой океан с помощью змея Васуки, и Шива, пьющий яд ради спасения человечества. (Нилкант, "синяя шея" - эпитет Шивы, который выпил яд калакуту ради спасения человечества). Спустится из храма можно пешком (около 2-х часов прогулки по джунглям).

 

18 фев.— шоппинг в Ришикеше, за мостом Шиваюлла, где цена на шали, платки, одежду небольшие и фиксированные (можно почти не торговаться). (Вариант: рафтинг по Ганге: в Шивпури, в 30 мин. езды по дороге на Бадринатх, на песчаном берегу Ганги расположен лагерь рафтеров).

19 фев.отдых в ашраме, вечерний поезд в Дели из Райвалы или Хардвара.

Вылет в Москву 20 фев. в 5 утра, прилет в СПб в 13.40.

 

*   *   *  *   *

 

Вариант начала путешествия с ашрама и долины Куллу 

 

23 янв.— от ж.д. станции Низамуддин поезд в Хардвар. Shatabdi Express от New Delhi Train Station 6.55, прибытие в Харидвар в 11.20. На автобусе от Kashmere Gate ISBT (114 рупий, 6 часов), каждый час с 5 утра.

Если будет время до поезда, утром храм Акшардам - через Низамуддин бридж, м.б. поездка на делийском метро (до Конат Плейс или Президент. дворца). Акшардам — вошёл в книгу Рекордов Гиннеса как самый грандиозный индуистский храм в мире. Открыт 6 ноя. 2005, посвящен индуист. реформатору XIX века Свами-Нараяни, территория более 12 га. Строили более 7 тыс. мастеров из Раджастана, Ориссы и Бенгалии. Чтобы избежать коррозии, при сооружении здания не использовалось железо, полностью из камня, имеет 234 отделанных орнаментом колонны и 20 четырёхгранных башен-шикхар. Храм создан по древним традициям, отделка велась вручную. Наружная часть сооружения из розового камня, а внутренняя - из белого мрамора. Храмовый комплекс открыт с 9 до 18 кроме ПН, включает в себя сам храм, прилегающие парки, светомузыкальный фонтан (20 rs 18.45), музей (диорама: 1 час. жизнь Свами Нараяна), кинотеатр (40 мин. паломничество по Индии 11-летнего ребенка), и искусственные крытые каналы для плавания на лодках (12 мин.10тыс.-летняя история Индии: 1-й университет Ташашила, пещерные храмы Аджанты-Эллоры: всего 3 часа - 125 rs 10-17.30:). Фотографировать запрещено. http://www.akshardham.com

 

По дороге к мосту Низаммудина — мечети и гробница суфийского дервиша и основателя суф.ордена Низамутдина Чишти, где дервиши играют музыку в стиле Каввали. Индуистские храмыНедалеко также зоопарк: место отдыха и пикников, 2000 видов животных с 9:30 до 17:30 Mathura Road, Purana Qila и Старый порт.

Индуистские храмы Дели: Аяппа мандир Ayyappa Mandir Marg, Sector-ll, R.K. Puram,

Гаури Шанкар Chandni Chowk (Old Dehli, рядом мечеть)
Лакшми Нараян Бирла
temple Mandir Marg, от Коннат плейс к западу
Хануман мандир
Baba Kharak Singh Marg
Буддийские храмы: Будда вихара
Mandir Marg, Ладакхбодха вихара Bela Rd., daily 6 to 8 pm.

      В конце идущей от площади Коннаут улицы Раджпат 42-х метровая триумфальная арка: Ворота Индии, сооружены в честь погибших солдат во время афганских и первой мировой войн. У мемориала горит вечный огонь. По улице Раджпат 26 января, в день Независимости Индии, проходит красочный военный парад.

 

23 веч. или 24 утром : прибытие в Райвалу или Хардвар — святой город, где проходит Кумамела и где Ганга разветвляется на 7 рукавов (взять билеты в Чандигарх).       

24–28 янв.— отдых в ашраме Ауровеллей, названном в честь Шри Ауробиндо (его биография и книги есть на сайте: http://www.yogamir.ru/shri_aurobindo.htm (распорядок: 6 утра - медитация, в 7 асаны, в 8 завтрак,

24 янв. днем прогулка на Гангу (можно искупаться), 12 час. беседа со Свами, 13 обед, потом мои инструкции (еще немного об Индии и ее мифологии) и свободное время для гуляния по окрестным зарослям до веч. медитации (в 19 час.) и ужина (в 20 час.)

 

25 янв. днем поездка в Ришикеш: 1) ашрам и самадхи плейс йндийского йога-врача Шивананды (биография на сайтах http://www.yogamir.ru/shivananda.htm или http://www.sunhome.ru/religion/13820/p1), 2) через мост Шиваюлла на другую сторону реки, где расположено несколько красивых ашрамов со скульптурами и центральное храмовое место, а также дешевые магазины. 3) Прогулка по берегу Ганги с валунами до моста Лакшман юлла, 4) подъем в храм Ганги: вид на реку сверху.

 

26 янв. днем пешком 5 км до Хардвара по красивой дороге вдоль Ганги, где гуляют садху. 1) подъем по канатной дороге на гору к храму Матери-Дурги (Манса Деви) посмотреть панораму города 2) центр города: место, где проходит пуджа Ганге (рядом рынок) 3) подъем к храму Кали-Дурги на  противоположной горе: панорама окрестностей или 4) храм Дакши в 5 км от города. 5) в 17 час.-вечерняя пуджа Ганге

 

27 янв. днем — отдых, или поездка на водопады за Ришикешем: 5 км по дороге выше от храма Траямбакешвар, небольшая дхаба с чаем и самосами, специально для тех, кто идет посмотреть на водопады - в джунглях справа. Интересна пещера с минерализованными стенами и потолком рядом с одним из них.

 

28 янв. днем — отдых, или поездка в горный храм Шивы (“Синяя шея”: миф о добыче напитка бессмертия, когда Шива выпил образовавшийся при этом яд и его шея стала синей), горная дорога по обрыву Ганги.

Kalka-Shimla Himalayan Railway29 янв. — отдых, беседа со Свами. Вечером поезд в Чандигарх (если есть, оптимально в 12 ночи).

 

30 янв.— старт путешествия в долину Куллу (если нет поезда, с утра после завтрака автобус в Чандигарх 6-8 час., ночлег). Чандигарх построен в нынешнем виде 50 лет назад по проекту архиктектора Корбюзье, смотреть особо нечего (хотя есть три музея, картинная галерея с картинами Н.Рериха, напротив Эйфелева башня).

30/31 янв.— в 20 км на автобусе Калка, оттуда ‘игрушечный’ поезд в Шимлу по красивым горным местам (удобная для обзора скорость 25-30 км в час: за 3,5 часа проходит 96 км: 102 туннеля, 969 мостов, 919 поворотов и 20 ж/д станций.  tourticket@irctc.com

 

31 янв./1 фев.— автобус в Манди. Прогулка по городу: река и храмы (главный храм Шивы Бхунатх, Мадхарай, Тхарнадеви). Ночлег на озере Ривалсар (на автобусе около часа, горные виды с левой стороны автобуса!)

 

1/2 фев.— озеро Ривалсар: буддийский монастырь, рыбы, обезьяны, пещерный храм Падмасамбхавы: 1-го из буддийских учителей, распространившего буддизм в Тибет в 8 в. В пещеру Падмасамбхавы можно подняться пешком – 2 км пешком или 12 км на автобусе (автобус в 10 утра и в 15, два раза в день, обратно в 12 и в 17 час.) Самые красивые горные виды – с вершины горы над пещерой Падмасамбхавы, где расположен индуистский храм Матери-Нанны (более 3000 м), потом спуститься пешком к пещере Падмасамбхавы и озеру. Службы вокруг озера каждый день в 15 час. в тибетских монастырях, индуистских и сикском храмах.

 

2/3 фев.— если рано утром: возврат из Ривалсара в Манди, автобус в Маникаран в долине реки Парвати (3-4 часа, очень интересная дорога!): город горячих источников. Горная тропа к истокам реки Парвати, к древнему храму Шивы, где он по легенде медитировал 1000 лет: 1,5 км в гору — храмовый комплекс Шивы Биджли Махадев.

4 фев.— автобус Маникаран-Куллу (2,5 часа), оттуда в Наггар. Или:

 

2/3 фев.— возврат из Ривалсара в Манди, автобус Манди-Куллу  (2 часа, интересная дорога!). В Куллу можно посмотреть район Султанпура: дворец раджей долины Куллу и храм главного бога долины Рагхунатха (базар Акхар). Автобус до Манали или Наггара в 25 км от Куллу (деревня, хорошая для ночлега: гостиница Ачарья Enclave внизу за рынком).

     Наггар – посещение имения и музея Рерихов. Тропа направо вверх к храму Тримурти.

 

4/5 фев.-- тропа из Наггара на перевал Чандракани, в пос. Малану, где живут потомки А.Македонского и сохранились оригинальные традиции (это трекинг в горы, нужен доп. день. Может, можно в Малана на автобусе, а оттуда в Маникаран(?)

 

5/6 фев.— автобус в Манали: 30-40 минут, красивая дорога. Манали на высоте 2050 м – конечный пункт обычных автобусов и главный тур.центр Куллу, где предлагаются трекинги и поездки выше в горы. Лесопарк реликтовых растений (высокие ели), храмы Ходимбы (1,5 км: мать долины, добуддийский культ, нога в камне) и Ману, храм комплекс Васишт (3 км вверх), пещера Арджуны (5 км), можно доехать на рикше.

 

6/7 фев.— возврат в Куллу. Можно также посмотреть в окресностях долины Куллу (факультативно): храмы Бекли Мата (Парвати) и Вишну Деви Терх (3 км от Куллу: бесплатный обед и акупунктурная диагностика) – это целый день. (Или деревни Неоли или Ширари, где происходят интересные богослужения.) Ночлег в Куллу в сикском храме.

 

6/7 фев.— автобус в Маникаран в долине реки Парвати (от Куллу 2,5 часа): город горячих источников, храмы Шивы. Горная тропа к истокам реки Парвати, к древнему храму Шивы, где он по легенде медитировал 1000 лет: 1,5 км в гору — храмовый комплекс Шивы Биджли Махадев. Или: возврат в Манди —

 

7/8 фев.— возвращение: автобус в Манди (около 3-х часов), 1) автобус Манди-Чандигарх (6 часов), поезд или автобус Чандигарх-Хардвар (6 часов). Или 2) от Манди до Шимлы, оттуда до Калки. Или 3) автобус из Манди в Дхармасалу (около 3-х часов): буддийский центр, где расположена резиденция Далай-ламы. Ночлег в Дхармасале. Город образован тремя улицами (этого вполне хватает, чтобы гулять у водопадов).

 

8/9 фев.— посещение Далай-Ламы в Дхармасале, возврат в Манди (3 часа), Манди-Чандигарх (6 часов), ночлег в Чандигархе или поезде в Хардвар (6 часов).

 

Или: автобус в Амритсар через Патанкот (10$), где можно посмотреть главный в Индии сикский Золотой храм (100 кг золота, смешение мусульманской и индуистской архитектуры. Ночлег в храме бесплатно до 3-х дней, 20 мин. гостиница Париж). Сразу на ж.-д. станцию за билетами. Амритсар был основан 4-м сикхским гуру Рам Дасом в 1577 году и получил свое название от амрита - нектар и сар – озеро: священного озера, расположенного около Золотого храма (Darbar Sahib. В храме хранится Грантх Сахиб — священная книга сикхов). В 15 мин. от храма по узким улочкам старого города Old City – маленький храм Дурги XVI в.- и большой Лакшми-Нараян посреди озера, как и Золотой храм.

 

10 фев. — возвращение в ашрам из Дхармасалы или осмотр Амритсара и ночной поезд из Амритсара в Чандигарх/Хардвар.

 

11-14 фев. — отдых в ашраме.

12 фев.— посещение горного храма Шивы (“Синяя шея”) или водопадов, если не успели в 1-й приезд.

Нилкантх Махадев Мандир добраться туда легче всего на такси, по горной дороге больше часа: виды на Гангу и Ришикеш. Дорога идет по заповеднику, где стоят знаки, предупреждающие о возможности встречи с дикими слонами через первобытную деревню Buffalo People, где не рекомендуется останавливаться, так как уклад этих горных людей сильно страдает от вмешательства цивилизации. Перед входом в храм стоит купить тарелку с подношениями божеству (20-50 рупий), тогда пустят в святилище. Особенно впечатляет огромное древнее дерево, вокруг которого построен храм. На крыше храма многофигурная композиция, изображающая богов, пахтающий мировой океан с помощью змея Васуки, и Шива, пьющий яд ради спасения человечества. (Нилкант, "синяя шея" - эпитет Шивы, который выпил яд калакуту ради спасения человечества). Спустится из храма можно пешком (около 2-х часов прогулки по джунглям).

 

13 фев.— шоппинг в Ришикеше, за мостом Шиваюлла, где цена на шали, платки, одежду небольшие и фиксированные (можно почти не торговаться). (Вариант: рафтинг по Ганге: в Шивпури, в 30 мин. езды по дороге на Бадринатх, на песчаном берегу Ганги расположен лагерь рафтеров).

14 фев.отдых в ашраме, ночной поезд в Дели из Райвалы или Хардвара.

 

15 фев. – утром осмотр Акшардама, если не получилось вначале. Пересадка на поезд в Агру (5 час.) —

или в Джанси (7 час.), откуда автобус до Каджурахо (8 час.). По прибытии в Агру или Джанси узнать: комфортные спальные автобусы до Каджурахо.

 

(1) 16 фев. — в Агре экскурсии в Тадж-Махал и Форт: крепость Агры. Ночлег в гостинице у Тадж Махала.

Форт Агры возведен 3-мя самими могущественными могольскими императорами и очень толстые стены крепости (10м) с глубоким рвом, впечатляют со стороны вокзала. Начал строить в 1565 г. Акбар, продолжили его сын Джахангир и внук шах Джахан. Над стенами (2,5 км) возвышается ряд резных каменных и мраморных строений и минаретов. Здесь был заточен Шах Джахан: когда сын отстранил его от власти.

В крепости: Дворец Джахангири Махал (1611) – гарем, каменная чаша для розовой воды. Дворец Джохад Бай построен Акбаром для царицы Джохадбаи, матери Джахангира. Виноградный сад Ангури Баг. Кхаз-Махал между двумя “золотыми павильонами”, постр. шахом Джаханом из мрамора, его спальня. Октагональная “жасминовая” башня Мусаман Бурж, где умер шах Джахан после 7 лет заключения, глядя на Тадж (1666). Зеркальный дворец Шиш Махал - комната переодевания для женщин. Два огромных зала для приватных и публичных аудиенций: Диван-и-Кхас и Диван-и-Ам, где стоит “павлиний трон”, украшенный мрамором. Хаммам-и-Шахи – проветриваемый летний дом и ванная. Водный парк Мачи Бхаван, который называют “павильоном рыб”. Похожая на драгоценный камень мечеть для женщин Нагина-Масджид. Белоснежная мраморная “жемчужная мечеть” Моти Масджид.

Тадж-Махал мавзолей Мумтаз Махал (ум.1631), строили 20 тыс.мастеров 22 года. Построенный посреди парка и над рекой Джамуной, он олицетворяет собой райский сад. Его форма: с 4-мя башнями-минаретами по бокам — форма и других мусульманских гробниц. Если посетить и их (недостроенный мраморный храм Даял Баг (самадхи индуистского учителя Радах Соами, построенный его другом-мусульманином) на окраине Агры, или мусульманский мавзолей Итмад-уд-Даула, возведенный императрицей Нур Джахан (‘свет мира’) в память ее отца, визиря Джахангира (1622-28: предвестник Тадж-Махала: ’baby Taj’. Мумтаз – ее племянница), Тадж-Махал не кажется столь уж уникальным. Только белый цвет и ощущение легкости над водой, при внушительных размерах строения, говорят о гениальности архитектора. Из-за множества больших, изящно инкрустированных арок шапки куполов Тадж-Махала словно висят в воздухе, и земная гробница возлюбленной шаха Джахана кажется небесным дворцом. Если знать, сколь велика роль любви в эзотерике мусульманства — суфизме, Тадж-Махал раскрывает свой духовный смысл. В мавзолей можно пройти пешком от форта по парку.

На окраине Агры также Сикхандра: названа в честь афганского султана Сикандера Лоди (1488-1517), где находится его дворец Баради и могила Акбара, самого великого из могольск. императоров (1556-1605), посреди чахар-багха: парка китайской планировки (4 км до Агры, 10 км от центра).

 

16 фев.— ночной автобус в Каджурахо или веч. поезд Агра-Джанси-Харпалпур оттуда автобус 100 км. Можно ночевать в Джанси или Харпалпуре, оттуда выехать утром – днем 17-го будем в Каджурахо. Или:

17 фев. – в 7 утра из Агры в Каджурахо автобус (12 часов) или в Джанси поездом 2 часа+автобус 8 часов).

 

17-18 фев. – осмотр древних храмов Каджурахо: столицы династии Чандела (950-1050 гг.). Сегодня это деревня с населением 10 тыс. человек. В силу удаленности этого места от главных путей сообщения храмы со скульптурами индийских божеств не были разрушены моголами. Было 85 храмов с каменной резьбой, сохранилось 22. Почти все они из песчаника, кроме трех гранитных - 64 Йогинь (Чосат Йогини), Брамы и Махадевы. Храмы Каджурахо, построенные со спиральными суперструктурами, придерживаются северного индийского храмового стиля шихара. Платформы, на которых стоят храмы, особенность Каджурахо. Башни напоминают священные горы Кайлас и Меру. (Гостиница Harmony у зап.группы храмов 400 руп. Велосипеды 20 руп. Есть речка, можно найти, где искупаться.

Чанделы — раджпутская династией, которая считала себя потомками Луны. С XVII века известна красивая легенда о происхождении Лунной династии. Прекрасная браминская девушка Хемавати решила искупаться ночью в пруду с лотосами, но ее обнаженная красота привлекла Бога Луны Чандру. Чандра спустился с небес и овладел девушкой. Ночью она была опьянена его чарами, но утром, окгда он собрался уходить, прокляла его за соблазнение. "Не горюй, девушка, ты родишь великого царя", - сказал Чандрама, - "Он будет править в Махобе, а когда ему исполнится 16 лет, пусть он построит в Каджурахо храм, где ты сможешь замолить свой грех жертвоприношением". Сын действительно родился, стал царем, и Хемавати получила Храм Любви, в котором она могла вечно вспоминать ночь своего соединения с Богом Луны.

Большинство храмов стоят на территории ухоженного парка, вход в который стоит 5 долларов, или 250 рупий. Несколько отдельно стоящих храмов находятся в 5 км. от главного парка на территории деревни.

В Каджурахо в марте проводится ежегодный фестиваль классического индийского танца, куда съезжаются танцоры со всей Индии. Танцоры разных стилей выступают на площадке на фоне храмов.

Западная группа храмов: небольшие святилища Лакшми и Варахи (воплощения Вишну в образе быка 900 г.) перед большим храмом Лакшмана (посвящен Вишну 930-950 г., хорошо сохранился, вокруг скульптуры, фигуры апсар в роли поддерживающих колонн, внизу эротика, сцены охоты, сражений и церемоний). С постамента открывается вид на храм Матангешвара (внутри 2,5 м шивалингам), это наиболее простой, но действующий храм (украшенная цветами статуя Ганеши).

Самый большой и архитектурно совершенный храм Кандарья Махадев — 1025-1050, искусство династии Чандела – шпиль 30 м, 226 статуй внутри и 646 снаружи (боги, музыканты, митхуна - эротич. цены). Храм Махадева, разрушенный со скульптурой сандела, ласкающего льва. Деви Джагадамба: посвящен Парвати или Кали (черный образ), много образов Вишну и сардул: мифический полулев-получеловек, асур, митхуна — самый эротический храм. Читрагупта: немного новее, посвящен Солнцу: Сурья на колеснице с 7-ю лошадями, скульптуры танцовщиц, процессий, бои слонов, сцены охоты, 11-главая статуя Вишну, симв. его воплощения.

Парвати: Ганга на крокодиле, Вишванатх 1002 г. Шива и бык Нандин, женские скульптуры: пишут, качают ребенка, играют на музыкальных инструментах и т.д. Самый древний - Чаусатх Йогини  900 г.- название храма “64”: 64 йогини и богиня Кали. Лалгуан Махадев — посвящен Шиве и разрушен (гранит, песок). Археологический музей — коллекция статуй, собранных возле Каждурахо (с 10 до 17, в ПТ закрыт).

Восточная группа храмов:  Джайнистский храм-музей, галерея с 24 тиртанкарами (с 7 до 6 pm). Паршванатх — самый большой из джайнист. храмов (классич. фигура женщины, вынимающей колючку из ноги). Адинатх — перестраивался, близок индуистским храмам, только черный образ посередине указ. на джайнизм. Шанти натх ­— построен век назад, но много компонентов из страых храмов Каджурахо: 4 ½ м статуя Адинатха 1048 г. Гантай  разрушен: коллонны, джайнистская богиня и Гаруда. В Джайнистских храмах нет эротич. мотивов. Джавари (1075 г.), посвящен Вишну, хорошо сохранился — надо пройти через маленькую деревню. Вамана — к северу от Джавари (1100 г., богини). Храмы Брахмы и Ханумана — одни из наиболее старых, посвящены Вишну. 2 ½ м статуя Ханумана имеет древнейшую надпись 922 г.

Южная группа храмов: Дуладео — в 1 км к югу от джайнистского комплекса, женские фигуры, митхуна. Чатурбхуя — 3 м образ Вишну. 

 

19 фев. рано утром (7 час., чтобы успеть): автобус до Харлапура/Джанси (8 час.), совмещенный с вечерним поездом (18 час.) - возвращение в Дели (из Джанси 7 час.)

 

(2) 15 фев. – пересадка на поезд в Джанси (7 час.), откуда автобус до Каджурахо 8 час., м.б. ночной (?) или поезд Джанси-Харпалпур (3-4 ч.), оттуда автобусом 100 км (2,5 часа).

16-17 фев.— осмотр Каджурахо

17 фев. ночным автобусом 12 час. в Агру или 18 фев. дневным поездом Харпалпур-Джанси-Агра

18/19 фев.— Агра, 19 – вечерний поезд в Дели из Агры 5 час. 18/19-23/24 час. прибытие

Вылет в Москву 20 фев. в 5 утра, прилет в СПб в 13.40.

 

на главную страницу сайта

 

*     *     *     *     *

 

     Акшардам и Дели также подробно описаны на сайте http://world.lib.ru/n/nazarow_m_w/delhi.shtml

     Акшардам — розовый цвет символизирует любовь к Богу, а белый - абсолютную чистоту и мир. По всему периметру храма изображены сюжеты индийской мифологии, каждая деталь вырезана в камне вручную. Множество скульптур и барельефов: как нам сказали, их здесь 20.000! Как показал наш опыт, чтобы бегло все посмотреть, надо не меньше 5 часов. Желающих много, запускают партиями человек по 25, поэтому вначале всегда очередь, а когда сформируется группа, дальше все работает по принципу конвейера, и группа переходит из одной комнаты в другую, из одного музея в следующий.

    Первый музей посвящен истории и вере Сваминараяна. Бхагван Сваминараян родился 3 апреля 1781 года на территории северной Индии. В возрасте 7 лет он создал священные индусские писания, а в 11 лет покинул отчий дом и вел аскетический образ жизни сначала в Гималаях, а затем путешествовал по Индии семь лет, пройдя более 8 000 миль, пока не достиг ашрама в одном из западных штатов Индии. Сваминараян стал последователем Кришны и проповедовал свои теории жизни в любви, мире, чистоте и ненасилии до своей смерти в 1830 году. Основные положения его учения о счастливой жизни составляют главную часть экспозиции первого музея. Музей состоит из множества комнат, соединенных лабиринтами. Молитвы, стремление к совершенству, вегетарианство, семейная гармония показаны в 15 трехмерных диорамах на примерах жизни Сваминараяна.

   В первой комнате полумрак, и едва можно разглядеть сцену и посадочные места вокруг. Когда вся группа заняла свои места, началось представление. Яркий луч прожектора осветил сцену, на которой размещена тыльной стороной огромная каменная глыба. Приглушенно играет музыка, глыба медленно вращается вокруг своей оси, и перед нашим взором предстает скульптура Творца, высекающего себя из камня!

   Как известно, 80% населения в Индии - индуисты, мусульмане составляют самое значительное религиозное меньшинство - 11%, 2,2% - сикхи, буддистов всего 0,7%. Распространенный в Индии афоризм гласит: "Истина одна - люди же называют ее многими именами".

   Переходя из одной комнаты музея в другую, мы как бы проходим через столетия истории и ощущаем себя соучастниками событий. Манекены представлены роботами, которые разговаривают на нескольких языках (в зависимости от того, какой язык заказала группа), поворачивают головы, жестикулируют, и все это синхронизировано с речью, так что создается впечатление правдоподобности.

   Второй музей дает представление о наследии индийской культуры, об открытиях и изобретениях индийцев-учёных, об образовании и медицине, и много еще о чем. Здесь посетители пускаются в плавание в прямом смысле этого слова по волнам 10 000 индийской истории. Все действие происходит на подземной реке. С интервалом в несколько минут подплывают лодки примерно человек на 15 каждая, и сразу же начинается своеобразный рафтинг, только грести не надо, так как лодки соединены тросами, и плавание вполне безопасное. Проплыв через несколько туннелей, посещаем пещеры Ажанты и Эллоры, где сохранились древние фрески, а затем попадаем в первый зал, где зарождалась цивилизация. Похоже, что это было на территории современной Индии. Дальше по течению видим, как создавался первый в мире университет Takshashila! Медицина тоже зародилась в Индии. То, что родиной шахмат также является Индия, знают, наверно, все. Правда, путь от рождения к вершине оказался нелегким и долгим - только в прошлом 2007 году индийскому гроссмейстеру Вишванатану Ананду удалось стать сильнейшим в мире. А вот, что касается остального, то тут возникают определенные сомнения. В частности, мне, как физику, не очень верится в то, что многие законы природы были известны в Индии за несколько столетий до И. Ньютона или А. Эйнштейна, как это следует из данного путешествия. Космические корабли, оказывается, тоже были знакомы индийцам еще на заре человечества. Может быть, из них они и отлили потом свою знаменитую железную колонну! Несмотря на то, что плавание было чрезвычайно интересным, у меня, во всяком случае, сложилось впечатление, что мы плавали по глобусу Индии.

   Третий билет был в кинозал. На широком экране с эффектами стереозвука и множеством компьютерных трюков показывали фильм о паломничестве 11-летнего мальчика-йога Нилканта Варни (Neelkanth Varni). Вместе с ним мы совершаем путешествие по всей Индии от заснеженных пиков Гималаев до тропических пляжей Керала на самом юге страны. На гигантском экране проплывают перед нами священные места Индии, мы принимаем участие в различных религиозных фестивалях, знакомимся с духовными традициями и многовековой культурой Индии. После просмотра такого красивого фильма думаю, что многим захотелось изменить веру и стать индуистами.

      Закончилось музейное зрелище музыкальными фонтанами, выполненными в традиционной форме лотоса и расположенными внутри огромной чаши, внутренняя поверхность которой служит одновременно ступенями и посадочными местами для многих тысяч зрителей. Фонтаны меня не удивили, но сама атмосфера воды, света, музыки в храмовом комплексе под открытым небом, где уже зажглись яркие звезды, и луна золотила купола Акшардхама, оставили неизгладимое впечатление. Здесь в музыкальных фонтанах подчеркивается единство стихий: воды, земли, огня и воздуха, и зритель воспринимает это единство и разумом и сердцем.

      На осмотр самого храма достаточно отвести 1 час. Главный храм комплекса включает в себя 234 колонны, орнаментированные музыкантами, танцовщицами, любовными парами, павлинами и всевозможными растениями. В центральном храме комплекса кажется, что ты попал в ворох искусно сплетенных кружев: потолок усыпан несколькими ярусами ажурных беломраморных розеток - то ли цветов, то ли снежинок - еще немного, и они упадут тебе на ладонь. Это падающее небо поддерживает лес мраморных колонн с танцовщицами меж павлинов и цветов. Посреди зала возвышается огромный позолоченный Свами Нараяна - последователь Кришны, которого объявили воплощением Бога на земле - восседающий как Будда в окружении своих приближенных. Главная зала перетекает в боковые поменьше, в которых установлены божественные супруги: Радха и Кришна, Шива и Парвати, Сита и Рама. На цоколе храма в камне увековечена заслуга слона перед человеком - по всей окружности огромные каменные слоны резвятся в реке и носят на себе бревна. Все предвещает рождение Будды....

 

 

на главную страницу сайта

Семиры и В.Веташа АСТРОЛИНГВА