а главную страницу сайта  

Семиры и В.Веташа «АСТРОЛИНГВА»

СЕМИРА и В.ВЕТАШ

МУЗЫКА ПЛАНЕТ

смысл и цвет музыкальных тональностей

   

(статья выходила в сборнике «АСТРОЛОГИЯ: ВЕК XX» М.,1990: под назв.

«АСТРОЛОГИЧЕСКОЕ МУЗЫКОВЕДЕНИЕ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ»)  

входит в книгу «АСТРОЛОГИЯ ИМЕНИ, ЦВЕТА И ЗВУКА» Ростов,"Феникс", 2005

и сборник "МЕТАФИЗИКА МУЗЫКИ И МУЗЫКА МЕТАФИЗИКИ"  

(под ред. Т.А. Апинян и К.С. Пигрова) СПбГУ и СПб.Консерватория, 2007 С.215-227

 

 При цитировании материала обязательно ссылаться на авторов и данный источник (c)

 

Астрология и музыка — две ветви культуры, которые наиболее явно описывают нашу психику: музыка — как искусство, астрология — как наука. Они основываются на одних и тех же свойствах резонанса человеческой души,  выявляя то, что ей созвучно. Поэтому Зодиак тоже может звучать. А средствами астрологического аппарата можно рационально описать психологический смысл музыки. Исследование такого типа теперь называют синестезией.

Как мы можем сопоставить звуки музыки планетам или знакам Зодиака? Нота в современной музыке сама по себе не имеет  определенного значения: она получает его только в соотнесении с другими нотами. Зато определенный психологический смысл стоит за музыкальной тональностью, для которой данная нота является опорным звуком. Это позволяет нам сопоставлять общепринятый в музыковедении спектр значений музыкальной тональности с тем символическим образом, который стоит за планетой или знаком Зодиака.

Когда-то нот, как и планет в средневековой астрологии, было семь. Но гораздо раньше, чем астрология перешла от  средневекового септенера к системе 12 планет,  соответствующих 12-ти знакам Зодиака, музыка вышла за рамки семи нот, и с введением равномерной темперации окончательно установилась 12-ступенная гамма. Сейчас мы к открытым десяти планетам добавляем гипотетические Прозерпину и Вулкан,  чтобы знаки Девы и Весов также имели своих полноправных управителей, а на практике используем самый крупный из астероидов Солнечной системы Цереру и планетоид Хирон как их заместителей. И, таким образом, 12 музыкальных тональностей, каждая из которых берет за основу определенную ступень, можно соотнести с 12-ю планетами.

Самыми музыкальными планетами в астрологии считаются Юпитер и Нептун (Юпитер — по септенеру, Нептун — по системе 12-ти  планет). И поэтому не случайно в дошедшей до средневековья пифагорейской традиции, говорившей о "музыке сфер", основой наиболее привычного нашему слуху звукоряда (мажорной гаммы) является Юпитер. По этой средневековой системе, которую описывает французский оккультист Фабр д'Оливе, ноты гаммы соответствуют планетам септенера таким образом:

                  ДО   — Юпитер 

                  РЕ   — Марс   

                  МИ   — Солнце 

                  ФА   — Меркурий

                  СОЛЬ — Венера 

                  ЛЯ   — Луна   

                  СИ   — Сатурн 

Этот порядок нот аналогичен порядку планет в системе семиконечной Звезды Магов, которая является основой средневековой астрологии, с той лишь разницей, что Венера и Меркурий в нём меняются местами. Звезда Магов, вершинами лучей которой являются семь планет, описывает последовательность дней недели (если 24 раза пройти по лучам звезды: отсчитывая 24 часа, то начав, скажем, с точки понедельника, которому соответствует Луна, мы попадем в точку вторника, которому соответствует Марс[1]). В средневековой астрологии планет, как некогда и нот, было семь (точнее, пять планет, Солнце и Луна, которые в астрологии тоже попадают под категорию "планет"). Эти семь планет традиционно соответствуют спектру радуги, и такая последовательность в цветовом отношении является оптимальной, так как Меркурий в цветовом отношении ближе к тонам ян (мужским, красно-желтым), а Венера – инь (женским, сине-зеленым). 

Расширим средневековую шкалу до 12 нот и заполним пропуски недостающими планетами по смыслу, имея в виду, что переход между звуками должен быть плавным. Тогда между Юпитером и Марсом встанет Плутон, имеющий властные качества обоих.

Рядом с Меркурием окажется сливающийся со светилом Вулкан или Хирон (первый из открытых астероидов-кентавров, занимающих промежуточное место между видимыми и невидимыми глазом планетами: между Сатурном и Ураном и символизирующий роль посредника между высшим и низшим мирами. Это мифический учитель героя Геракла, певца Орфея и врача Асклепия.) Отношением к культуре и искусству, эстетизмом и творческой функцией, ощущением покоя равновесия (что делает его управителем знака Весов) Хирон сходен с Венерой, а посреднической ролью — с Меркурием.

Между Хироном и Венерой окажется Прозерпина или Церера, сочетающая рациональность и природное начало Венеры. (Прозерпиной иногда называют гипотетическую планету за Плутоном, которая вызывает отклонения его орбиты. Церера – самый большой из пояса астероидов, расположенных между Марсом и Юпитером. Это значимая точка Солнечной системы, поскольку согласно законам Кеплера, в этом месте должен быть равноправный планетам небесный объект). Образ Цереры и Прозерпины: символизирующих взаимопереход жизни и смерти и связанных с началом осени и знаком Девы, связывает единый греческий миф о смерти и возрождении природы.

А между Луной и Сатурном поставим Нептун, планету души и веры, религии и высшей любви: сочетающую лиричность Луны и пассивное фаталистическое смирение Сатурна. Можно также вспомнить, что Си бемоль, соответствующий этой планете, в системе звукоряда предшествовал Си как более музыкальный звук (он обозначается буквой В, второй по счету, в то время как звук Си был введен позднее, получив в соответствие букву Н), а потому естественно сопоставить его самой музыкальной планете. На оставшееся место не часто используемых музыкантами тональностей Соль диез/Ля бемоль неожиданно встанет резкий Уран между Венерой, сходной с ним светлыми эмоциями, и мечтательницей-Луной, близкой с ним фантазиями.

А теперь для проверки получившейся системы используем традиционные музыкальные значения тональностей, соответствующих 12-ти ступеням гаммы. Кроме того, сопоставив гамме радужный спектр, разделенный на 12 частей, можно подтвердить это распределение также цветом. Многие композиторы "видели" цвет тональностей, и, хотя полного единства в их взглядах нет, система сопоставления гаммы и радуги остается наиболее бесспорной[2].

 

      В сводной таблице приводится соответствие нот и планет, цвет по радужному спектру и значение тональности из музыковедческой литературы[3]. Для описания использовался главным образом мажор, значение которого проявляется более ярко. После трактовки приведены примеры наиболее известных произведений данной тональности.

 

тональ-

ности

планета,

ее мифологический образ

и цвет

архетипическая идея и эмоциональная

характеристика

планеты

характеристика

тональностей

в музыковедческой

литературе

примеры

классических

музыкальных

произведений

 

ДО  

 

 

 

 

 

 

 

ЮПИТЕР:

громовержец,

царь богов

……………….

ПУРПУРНЫЙ

торжественность, достоинство     

-----------------------------

 

Общественное объединение, высота мысли, романтизм устремленность, уверенность, оптимизм, удача, справедливость и праведный гнев.  

---------------------------------

Торжественность, свобода, героика, патетика, общественное звучание, официальное признание, обычная жизнь, 

духовность в мире.  

 

Симфония "Юпитер" Моцарта, Большая симфония Шуберта, 5 симфония Бетховена, "Славься" Глинки, 2 концерт Рахманинова, Торжественная увертюра Сметаны, Революционный этюд Шопена

--------------------------------------

ДО #

и

РЕ Ь

   

 

 

ПЛУТОН:

подземный мир и смерть, власть и богатство недр

………………..

БАГРЯНЫЙ:

cтрастность

---------------------------- 

Скрытые ресурсы, потенциал к трансформации, страсть и страдание, затаенные инстинкты, магическое, запредельное и сокровенное.  

----------------------------------

Углубленно-лирическая тональность, чувственность (в миноре),

важность (в мажоре).

Лунная соната Бетховена, 

Концертный этюд Листа, 

7 симфония Прокофьева, 

Прелюдия ре-бемоль мажор Скрябина, "Колыбельная" и вальс cis-moll op.64 Шопена  

 

---------------------------------------

РЕ  

 

 

 

 

 

 

 

-

МАРС:

военный лидер и пастух, природная стихия огня и войны и контроль над ней

……………….

КРАСНЫЙ:

активность[4]

 

---------------------------- 

Весеннее плодородие, разрушение и возрождение из пепла, воля личного "я",активность и инициатива, сила, смелость,  решительность, радость, порыв и неистовство, напор и самоотдача.  

----------------------------------

Блеск, радость, страстность, лично-собственная, сияюще-солнечная тональность, 

проявление в мир.

В миноре – роковой драматизм.  

9 симфония Бетховена,

5 симфония Шостаковича, 

"Магнификат" Баха, симфония "Реформация" Мендельсона, 

Трагическая увертюра Брамса,

Реквием Моцарта

-------------------------------------

 

РЕ #

и

МИ Ь

 

 

 

СОЛНЦЕ: покровитель цивилизации и героев

………………..

ОРАНЖЕВЫЙ

энергия

---------------------------- 

Всеохват жизни, полнота и совершенство, самобытность и достоинство, благодарность, великодушие, покровительство, теплота.  

 

----------------------------------

Героика, величественность, 

тепло, комфорт.  

 

 

 

Концертная симфония Моцарта, Героическая симфония Бетховена,
Рейнская симфония Шумана, Революционный этюд Скрябина

---------------------------------------

МИ  

 

 

 

 

 

МЕРКУРИЙ: вестник богов и проводник в мир иной……………….

ЖЕЛТЫЙ:

контакт

ахроматический - БЕЛЫЙ:

потеря границ  

---------------------------

Рациональная функция: энергия разума, интеллект и знания, открытость, переход границ, любопытство, контакт, переменчивость, игра, 

быстрота, легкость.  

 

---------------------------------

Свет, сияние, тепло; всепримиряющая тональность, покой, 

"свет смерти (бездны)"; многообразие, поверхностность, плюрализм.

"Весна" Вивальди, симфония "Из Нового Света" Дворжака, 4 симфония Брамса, 2 часть Неоконченной симфонии Шуберта, 5 симфония Чайковского, 1 симфония Скрябина

--------------------------------------

ФА[5]

ВУЛКАН:

кузнец и творец культуры

……………….

ЛИМОННЫЙ:

утонченность  

 

----------------------------

Бог законов: мирных договоров и брака, партнерство, гармония, равновесие, защищенность, чувство меры, культура, творчество, эстетизм  

 

----------------------------------

Пасторально-идиллическая тональность,

естественность, спокойствие, простота, мечты, нераздельность человека и природы, духовность природы.  

6 симфония "Пасторальная" Бетховена, "Органные пасторали" Баха, "Осень" Вивальди, 1 сюита "Музыки на воде" Генделя, 3 симфония Брамса, "Апассионата" Бетховена


---------------------------------------

ФА #

и

СОЛЬ Ь

ЦЕРЕРА:

мать-земля и ее дети-растения

………………..

ЗЕЛЕНЫЙ:

ахроматический - СЕРЫЙ

естественность

---------------------------- 

Умирание и возрождение растительности, преображение, исполнение закона, порядок, практичность, дисциплина, трезвость, долг.  

 

---------------------------------

Сухость, жесткость, духовность, мрачность статичность; в миноре спокойствие. В классике редко используется, но характерна для новатора- Скрябина.           

Фа диез: соната N1 Шумана; сонаты N4, 7, симфоническая поэма "Прометей", фортепианный концерт Скрябина. 

Соль бемоль: 3 экспромт Шуберта

 

 

.  

--------------------------------------

СОЛЬ

 

ВЕНЕРА: звезда любви и красоты

………………..

БИРЮЗОВЫЙ

свежесть,

нежность.  

 

 

----------------------------

Природа, жизненность, юность, проявление чувств и эмоций, любовь, обаяние, мягкость; созидание, изобилие счастье, красота; удовольствие, наслаждение, нега.

 

 

---------------------------------

Веселая, безразличная, идиллическая; пассивное жизнеутверждение природы, природа в собственном смысле слова. В миноре – ламентозная, грусть природы, эмоции.    

"Музыка на воде "Генделя, 

40 симфония Моцарта,

3 и 4 Бранденбургские концерты и менуэты Баха.
Одна из самых часто
встречающихся тональностей. Очень характерна для Вивальди.
---------------------------------------

СОЛЬ #

и

ЛЯ Ь

УРАН: бог ясного Неба, демиург

………………..

ГОЛУБОЙ:

удаленность,

идеализм

 

---------------------------- 

Пространство, свет, мысль, дух; новое, неожиданное, оригинальное, резкость пере- мен, универсализм, свобода, альтруизм  

 

---------------------------------

Благородство,

оригинальность, высокопарность свежесть. Эти тональности редки для симфонических произведений.

Ля бемоль характерна для романтиков. В ней написаны 6 из 17 вальсов Шопена, фортепианные сочинения Шуберта. 

Соль бемоль: 2 соната Скрябина.  

--------------------------------------

ЛЯ

ЛУНА: богиня материнства (рождающая Месяц) и счета времени

………………..

СИНИЙ:

отвлеченность

романтичность  

-----------------------------

Преемственность существования (молоко — образ напитка бессмертия). Душа и ее память: внутренний мир; воображение, мечтательность, сентиментальность, грусть.  

 

---------------------------------

Лирическая, личная тональность, душа. В миноре – душевные переживания, грусть. В мажоре – благородно- торжественная музыка: жизнь, проявленная в человеке.

7 симфония Бетховена, Итальянская симфония Мендельсона, полонез Огинского. 

Самая популярная тональность песенной лирики.  

 

--------------------------------------

ЛЯ #

и

СИ Ь

НЕПТУН:

морские боги

……………….

УЛЬТРАМАРИН:

трансцендентный  

 

 

----------------------------

Непостижимый исток жизни, ритмы музыки, растворение, слияние, созерцание,  тайна, вера, высшие идеалы, блаженство, эйфория, покой, вечность

.

----------------------------------

Высшая любовь, 

ликующее признание, 

зенит счастья, 

лирика до страсти.

1 концерт Чайковского,

6 Бранденбургский концерт Баха, 

2 фортепианный концерт Брамса,

4 симфония Бетховена,

33 симфония Моцарта.

 

--------------------------------------

СИ

САТУРН: боги земли, времени и судьбы, предки

………………..

ФИОЛЕТОВЫЙ

ахроматический.ЧЕРНЫЙ

скорбь, тяжесть

 

Материя, ограничения, время, судьба, ответственность, гнет, концентрация, сжатие, достижение, результат, мертвое, застывшее.

Напряженно-драматическая и скорбная тональность судьбы и смерти, меланхолия, смирение, глубинная духовность.

6 симфония Чайковского, Неоконченная симфония
Шуберта, 2 концерт Паганини. Особое значение имеет для Баха, а у Моцарта встречается редко.   

  ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

.

 ОТЛИЧИЕ ЦВЕТА МАЖОРА И МИНОРА

tonalITY

 major 

..

 minor 

 do

 

 

 

 do#

 

 

 

 re

 

 

 

 re#

 

 

 

 mi

 

 

 

 fa

 

 

 

 fa#

 

 

 

 sol

 

 

 

 sol#

 

 

 

 la

 

 

 

 la#

 

 

 

 si

 

 

 

 

Таким образом, опора на древние архетипы углубляет понимание смысла тональностей, выстраивая бессознательные и субъективное психологические ощущения в объективную систему общечеловеческого восприятия. То, что система музыкальных тональностей, как и система планет со временем была дополнена (от 7 различаемых элементов до 12-ти) свидетельствует о развитии эстетического восприятия человека. (Аналогично и система цветов: язык свидетельствует о том, что желтый и зеленый не различались в русском, или зеленый и синий – в японском языке: некогда древние люди различали три цвета, сегодня мы видим 700 оттенков. Зрительная функция ушла несколько вперед по сравнению со звуковой.)

Из таблицы видно, что наиболее дисгармоничные и наименее доступные классике тональности соответствуют планетам трансформации — Урану и Прозерпине (так иногда называют гипотетическую планету за Плутоном, которая вызывает отклонения его орбиты). Или Церере (эта самый большой из пояса астероидов, расположенных между Марсом и Юпитером. Это значимая точка Солнечной системы, поскольку согласно законам Кеплера, в этом месте должен быть равноправный планетам небесный объект). Образ Цереры и Прозерпины: символизирующих взаимопереход жизни и смерти и связанных с началом осени и знаком Девы, связывает единый греческий миф о смерти и возрождении природы.

Исследования[6] показывают, что эстетическая информация закономерно находится в противофазе с семантической (новой в смысловом отношении). Уран же и Церера/Прозерпина — это то, что трансформируют нашу жизнь и вносит в неё принципиально новое.  

В целом тональности с большим количеством знаков порой воспринимаются "жесткими" (резковатыми для слуха: в этом смысле, например, окраска си мажора помогает выразить Чайковскому в 6-й симфонии "торжество сил зла"). И это согласуется с жестким (психологически зачастую неприятным) влиянием соответствующих планет (в данном случае Сатурна).

Безусловно, предпочтение композиторами тональностей связано также с особенностями их личного гороскопа. Так, Балакирев, будучи Козерогом, предпочитал Си. В гороскопе Вивальди, для которого характерна тональность Соль, Венера — самая проблематичная планета (наибольшая дисгармония карты — квадрат Луны с Венерой, а Луна сильная, в Раке — и толкала его на творчество). Одна из характерных для Моцарта тональностей — Ре мажор, дававшая возможность добиться яркого звучания скрипки — и Марс в гороскопе Моцарта несет на себе второй по напряженности аспект его гороскопа после оппозиции Солнце-Нептун, сделавшей Моцарта композитором (что показывает, как у великой личности достоинствами становятся и проблемные точки гороскопа. Более подробный анализ предпочтения тональностей в связи с гороскопом композитора представил бы интерес, но выходит за рамки данной статьи, цель которой — сделать шаг к единой картине мира, обратив внимание на астрологическую модель как возможный инструмент культурологических исследований).

Интерпретация тональностей через разработанные астрологией образы планет может не только дать понимание личности композитора, но и в явном виде раскрыть содержание произведения. Например, в увертюре Чайковского "Ромео и Джульетта" происходит движение от Си минора к Ре бемоль мажору — от Сатурна к Плутону: это идея страсти (Плутон), побеждающей смерть (Сатурн). Побочная партия в экспозиции проводится в Ре бемоль мажоре, в репризе — в Ре мажоре, а в коде есть переход к Си мажору: тональности Плутона — Марса — Сатурна: от страсти — к борьбе — и смерти.

Не только планета может прояснить значение тональности, но и свойства тональностей могут добавить информацию о качествах планет. Так, тональности Си бемоль и Ля бемоль (Солнца и Урана) близкородственны к одноименному минору. И мы можем сказать, что символизирующие собой качества всеохвата и разумного начала Солнце и Уран объединяют в себе грустное и радостное так, что наше отношение к тому и другому перестает различаться. Таким образом, мы видим, что сопоставление планет и тональностей имеет смысл и может оказаться продуктивным как для музыковедения, так и для астрологии.

Через значение планеты каждому знаку Зодиака также можно сопоставить определенную тональность и произведения, написанные в этой тональности. 

Кроме того, каждому знаку Зодиака ближе определенный характер музыки, который наиболее полно выражает в своем творчестве композиторы, родившиеся в этом знаке[7]  

( Об этом смотри главу "Музыка" из книги "Астрология творчества" с анализом гороскопов композиторов, включающим все наиболее значимые астероиды для анализа творчества. 

Таким образом, через гороскоп каждому человеку теоретически можно подобрать его музыку, которая была ему близка и гармонизировал бы качества его личности. 

Известно, что в Китае определенные музыкальные фразы использовались для влияния на больные органы,  общий тонус и т.д. Они различались в зависимости от времени года и существует детально разработанное целительское искусство, основанное на музыке[8]. Один из вариантов соотнесения китайских ладов с пятью планетами, стихиями и человеческими качествами таков:

Гун — земля, Сатурн, забота — лечит селезёнку, а также тоску, меланхолию, навязчивые идеи, обращённость к прошлому, забывчивость, отсутствие желаний и ревность; приносит спокойствие и расслабленность.

Цзюэ — дерево, Юпитер, гнев — лечит печень, успокаивает нервное возбуждение и угрызения совести, бред и кошмары; стимулирует восприятие и воображение, мысли и мечты.

Чжен — огонь, Марс, радость — лечит сердце и усталость мозга, беспокойство и долгие размышления; даёт энергию и красноречие, возвращает к природе, устремляет к совершенству дао (деянию без борьбы).

Шан — металл, Венера, грусть — лечит лёгкие, а также нестабильность эмоциональных состояний, сомнения, слёзы, зависть, ненависть, страх перед будущим; приводит в порядок бессознательные рефлексы, инстинкт самосохранения, питание, сон.

Юй — вода, Меркурий, страх — лечит почки, а также исправляет характер упрямство, безволие); помогает принять решение, даёт выдержку, мужество и стремление к самореализации.

К сожалению, музыкальная культура Китая несколько чужда нашему восприятию и поэтому может не дать столь значимого терапевтического эффекта, как у себя на родине. Поэтому астрологам нашей страны имеет смысл искать собственные подходы к нахождению резонанса между гороскопом и музыкальным  произведением. При этом следует иметь в виду, что механическое сопоставление, не опирающееся на смысл планет и нот (например, возьмем по порядку знаки Зодиака и сопоставим их двенадцати нотам) не будет эффективным, так как гармония в круге знаков Зодиака более  сложная,  чем между нотами музыкальной гаммы. (К тому же, при формальном подходе сразу возникают вопросы, почему надо брать ноты в прямом, а не в обратном порядке? И почему мы берем по порядку именно знаки Зодиака, а не планеты Солнечной системы — например, в порядке удаления их от Солнца? И т.д.  Средневековье действовало механически, оно удовлетворялось схемами, но задача современного человека — искать обоснованные аналогии, чтобы они были рабочими).

Все же приведем один пример достаточно древней индийской системы сопоставления планет и музыкальных ладов, основанной на непосредственном ощущении музыкального тона. До сих пор мы рассматривали ноты с точки зрения европейского подхода, в их относительной значимости друг по отношению к другу. Однако в Китае и в Индии звук всегда брался как некая абсолютная природная данность, которая даже вне зависимости от музыки несет в себе определенное влияние. Приводимое описание нот взято из книги известного астролога Д.Радьера "Магия тона и искусство музыки"[9]. Оно несколько непривычно для нашего восприятия, зато может показать непосредственный подход к звуку.

Нота или лад Кхарай Са. Под покровительством Агни. 1 небо. Планета Камар (Луна). Темперамент счастливый, холодный, влажный. Цвет — розовый. Белые одежды. Все времена года. Нота производится из желудка. Звук сопоставим с криком павлина или голосом 70-летнего старика. Выражает оттенок героизма и соответствует нашему До (Юпитеру).

Рикхаб Рэ. Под покровительством Брахмы. 2 небо. Солнце. Темперамент счастливый, холодный, сухой. Цвет — светлозеленый. Красные одежды. Жаркий сезон. Нота звучит от сердца. Звук сопоставим с криком попугая и голосом 3-летнего ребенка. Выражает эмоции изумления и ужаса и соответствует тональности Ре (Марсу).

Гандхар Га. Под покровительством Сарасвати. 3 небо. Венера. Печальный темперамент, холодный и влажный. Цвет — оранжевый, красные одежды. Горячий сезон. Нота производится из груди. Крик гуся или голос человека 50-ти лет. Эмоции жалости и милосердия. Тональность Ми (Солнце).

Мадхьям Ма. Под протекцией Махадевы. 4 небо. Планета Меркурий. Беспокойный темперамент. Цвет — бледнорозовый, красно-черные одежды. Звук из глотки. Крик журавля. Голос 2-летнего ребенка. Оттенки насмешки и любви. Тональность Фа (Меркурий).

Панчам Ра. Под покровительством Лакшми. 5 небо. Планета Марс. Страстный темперамент. Теплый, сухой. Цвет — красный. Одежды —желтые. Дождливая погода. Звук изо рта. Крик птицы. Голос 30-летнего человека. Оттенок беззаботности. Тональность Соль (Венера).

Дхавайт Да. Под покровительством Ганеши. 6 небо. Планета Юпитер. Равномерный темперамент. Теплый и холодный. Желтый цвет. Холодная погода. Нёбо — место образования звука. Нота слышится в ржании лошади или голосе 20-летнего человека. Эмоция тревоги. Тональность Ля (Луна).

Ни-кхад-Ни. под защитой Сурьи. 7 небо. Планета Сатурн. Счастливый и страстный темперамент. Холодный и сухой. Цвет — темный, черные одежды. Холодная погода. Место образования звука — нос. Звук похож на крик слона или голос 10-летнего ребенка. Выражает сознание силы и соответствует тональности Си (Сатурну).

  В этом описании каждая нота, соответствующая определенной планете, представлена неким многоплановым образом, неоднозначным, но оказывающим синтетическое влияние на психику. Индийцы, в отличие от европейцев, ничего не говорят о смысле тональности, зато хорошо чувствуют материю, физиологию тона, что позволяет Востоку использовать музыку в целительстве. Нам же свойственно идти от смысла, и потому понятия планет могут сыграть свою роль в развитии непосредственного понимания музыки.

Образы, которые стоят за планетами, тоже сотканы из вибраций Космоса и потому музыкальны. Возможно, когда-нибудь мы будем чувствовать и слышать их, объединяя психическое и рациональное восприятие. Всегда, когда человек пишет музыку, он делает нам доступным это единство. А сейчас точные резонансные аналогии выводят нас к нахождению инструментов влияния на психику, и одни из самых действенных в этом отношении — инструменты музыкальные. Познание атомов, из которых создана Вселенная звуков, добавляет кирпичи для создания целостной картины мира и делает более доступной непосвящённому музыкальную культуру.

 

——————————————————————————————————————

[1]  Соответствия названий дней недели планетам являют общечеловеческую универсалию и до сих пор сохраняются во многих языках: от английского и французского до хинди и японского.

 

[2] Необходимо сделать оговорку. Так как в действительности До диез не равен Ре бемолю, а также существует различие мажора и  минора, Плутону будут соответствовать не одна, а три тональности: Ре бемоль мажор, До диез мажор и До диез минор, которые с точки зрения квинтовых соотношений не считаются родственными. Однако в рамках нашего подхода, проецируя тональности на 12 ступеней, мы можем ограничиться высотной координатой и условно считать До диез равным Ре бемолю. Все же, как более сложную систему, приведем квинтовые круги родства мажорных и минорных тональностей и соответствующие им планеты и по септенеру, и по современной системе. Квинтовый круг тональностей образуется из музыкального септенера так же, как из Звезды Магов получается последовательность дней недели.  Описанные двойной системой планет, тональности До диез и Ре бемоль различаются.

     |------------------------------------------------------- мажор-------------------------------------------------|

доь   сольь  реь  ляь  миь    сиь   фа    до    соль   ре   ля    ми     си    фа#   до#  соль#  ре#  ля#

                                          |--------------------------------------------------минор--------------------------------------|

система септенера

Юпитер Венера  Марс   Луна  Солнце Сатурн Мерк Юпитер Венера  Марс  Луна  Солнце Сатурн Мерк  Юпитер Венера   Марс  Луна

                         |                                                 система 12-ти планет                             |

Сатурн  Церера Плутон Уран  Солнце Нептун Мерк Юпитер Венера  Марс  Луна  Хирон  Сатурн Церера Плутон  Уран  Солнце Нептун

Так как не все тональности могут быть и мажорными, и минорными, в мажорном круге Плутон попадает в область Марса или Юпитера, а в минорном — только в сферу Юпитера, и аналогично другие планеты. Таким образом, значение мажора и минора накладывает отпечаток на проявление свойств планеты. Вулкан/Хирон всегда принадлежит сфере Солнца.  

[3] Трактовка тональностей цитируется по литературе:

Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М.,1981, с.301-341.

Вульфиус П. Франц Шуберт. М., 1983, с,142-143.

Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио.Л., 1970, с.42-60.

Хохлов Ю. Шуберт. М., 1972, с.200-202

О цветовидении тональностей у композиторов см. Ванечкина И., Галеев Б. "Поэма огня" (концепция светомузыкального синтеза А.Н. Скрябина). Казань: Изд-во КГУ, 1981)  

[4] В музыке по характеристикам Римского-Корсакова и Скрябина она считается золотой (подобно тому, как в Китае наибольшая активность и позитивность ян описывается жёлтым цветом, а в более жёстком западном мире это значение передает более материальный красный).

Сопоставляя музыкальные тона планетам по цвету, следует также иметь в виду разницу между чистой (радужной) гаммой, которой мы описываем музыку, и той цветовой гаммой, которая окружает нас в повседневной жизни. В последнюю входят также смешанные и ахроматические цвета, которых нет в радуге, но которые мы обычно используем для описания психотипа человека (воспринимая его облик, окружённый материей Земли). Согласно этой гаммы мы сопоставляем Сатурну чёрный. Но описание музыки требует чистого спектра, и Сатурн условно приобретает свечение фиолетового, наиболее тёмного цвета радуги. Система соотношений в радужной и земной гаммах несколько различны: так же как отличается наше восприятие чистых вибраций от восприятия конкретного мира.  

[5] Высотные сферы звучания ФА и МИ близки и могут перекрываться, если мы будем рассматривать нетемперированный строй, поэтому тональность МИ также можно считать Меркурием, а ФА — Хироном.  Естественно считать, например, "Весну" Вивальди написанной в тональности Меркурия, соответствующего весеннему знаку Близнецов, а "Осень" — в тональности Вулкана/Хирона, архетипа осеннего знака Весов, хотя "Апассионата" отражает скорее простоту эмоций Меркурия. По цвету также МИ более сопоставим Меркурий, а ФА — Вулкан (Хирон).  

[6] Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966, с.131.  

[7] Подробнее в статье: Семира и В.Веташ "Астрологическое музыковедение и его перспективы." в сборнике "Астрология. Век ХХ." М, 1991 с.116-124; а также в книге: Семира и В.Веташ "Искусство астрологии". Л, 1994 с.301-315  

[8] Борселло Р. Психизм и музыкотерапия китайцев. Париж, 1983  

[9] Также на этой теме останавливается Е.П. Блаватская в кн. "Из пещер и дебрей Индостана. М., 1998 с.446-447

 

на главную страницу