РЕЦЕНЗИЯ на научный доклад С. В. Щепановской

«Мифопоэзис философии XIX-XX вв.: новые формы рефлексивности»

 

В научном докладе, являющимся концептуальным продолжением магистерской диссертации, а также, обобщением некоторых публикаций С. В. Щепановской, внимание автора сосредоточено на тех аспектах философской рефлексии, которые обычно не попадают в поле зрения исследователей, но при этом оказывает непосредственное влияние на читателя и тем самым, в значительной мере определяют рецепцию вклада.

Идея мифопоэзиса отчасти состоит в том, что сохраняются все линии спектра, посредством которых бытие и мысль воздействуют друг на друга – такую целостность сохраняет в себе всякий состоявшийся текст. Сияна Щепановская ищет (и находит!) способы отследить дискурсивное присутствие в философской рефлексии того, что можно определить как ритм, голос, тело в разных его модуляции и способах данности.

Интересной и удачной следует признать мысль Сияны Щепановской о том, что индивидуальность автора как она явлена в тексте, тем более если речь идет о современном признанном философе, представляет собой отнюдь не факультативной момент по сравнению, например, с высказанной истиной, а имплицитное условие действенности самого текста. Чтобы истина могла пребывать в человеческом мире, - а значит и в философии, - ей недостаточно одной только логической корректности, требуется задействование всех линий спектра, собственно, и составляющих в совокупности мифопоэзис.

Мифопоэзис отталкивается от того, что существует ложность высказывания и ложность самого бытия, а, следовательно, и истина бытия не может быть передана в соответствии с абстрактной схемой рефлексии. Такова традиция, представленная именами не только Ницше, Хайдеггера, Витгенштейна и Башляра, но и Маркса – в рамках этой традиции проводит свое исследование и Сияна Щепановская.

Ряд моментов, несомненно, требует дальнейшей разработки – это прежде всего касается отличий современного мифопоэзиса (или мифопоэзиса современности) от классического мифа в той мере, в какой он нам знаком. Важно так же рассмотреть, что является исходным материалом, если угодно, «сырьем», для современного мифопоэзиса и присутствует ли в философской рефлексии такого рода сопротивление материала…

В целом научный доклад Щепановской С.В. представляется содержательным и актуальным, а соответствующее ему диссертационное исследование – перспективным.

 

Доцент СПбГУ, к.ф.н. Секацкий А. К.