Философские статьи Сияны Щепановской (Пылай)

 

Щепановская Сияна

(доклад на 3 курсе философ.фак.СПбГУ)

 

Идеал человечности

в романе Достоевского "Идиот"

 

Ф.М.Достоевского в романе "Идиот" показывает идеал человечности, близкий всей русской философии, который ярок и понятен для нашего восприятия истины души. Он  раскрывается как сведение к мизерности эго главного героя, отсюда истинный альтруизм, который проявляется как сочувствие ко всему, видение через все несовершенное, не до конца понявшее себя, проблески истины. Это христианский идеал, но можно сказать, что князя Мышкина отличает от Христа иная открытость жизни: прежде всего эмоционально-душевная (которая базируется именно на причастности через это духовному началу). Отсюда страстная реакция на жизнь и одновременно незащищенность перед своими выплесками до изнеможения, неспособность справиться с пороками человека, выражающимися в несовершенстве виденья своих целей, истинных задач, своего внутреннего совершенства. Однако гениальность писателя в том, что сама слабость главного героя оттеняет идеал Христа и приближает к нему. Она не делает его недоступным, но формирует подступы к нему.

Князь Лев Николаевич Мышкин представлен в романе оппозиционно всем остальным персонажам. Он отличается от всех своей непосредственностью, доверием и добротой, чрезвычайной внимательностью и проницательностью. Причиной этому служит отсутствие у князя борющегося за свои личные интересы эгоистического начала, он как бы лишен эго. (На это намекает уже фамилия персонажа, контрастирующая с именем Лев и титулом князь.) Когда же им овладевает состояние страсти, выражающейся в предельной искренности, эта страсть бьет по нему самому — он как открытая дверь, его душа распахнута каждому, с кем он имеет дело. Она сильно откликается, активизирует душу другого человека. Мышкин создает своим присутствием атмосферу исповедальности для каждого.

Таким образом, человечный человек по Достоевскому - это идеальная душа, способная сама быть открытой и дающая импульс раскрываться другим. Это русское отражение идеала (человек, лишенный эго и меры). Он считывает истину, его христианское сопереживание дает восприятие без ограничений, поэтому он видит будущее движение искренних порывов людей, истинное их намерение. Это дает ему чисто, безоценочно видеть окружающих, схватывать их сущность.

Именно это делает его хорошим психологом. Он тонко подмечает все нюансы настроений и состояний, часто угадывает мысли и имеет предчувствия. Например, - его спрашивают про любовь Рогожина, а он отвечает — тот поженится, да пожалуй, потом и зарежет Настасью. "То уж такое простодушие, такая невинность… и вдруг в то же время насквозь человека пронзаете, как стрела, такою глубочайшею психологией наблюдения", — слова Келлера о Мышкине, когда он приходит просить деньги.

Другие герои романа зациклены на себе, и из-за этого не видят и не понимают внутренних мотивов других. В этом все их проблемы и несовершенства, в этом их огромнейшее отличие. Князь видит ситуацию и в ней старается выбрать наиболее благожелательное. Он всегда отвечает смиренно, с любовью, невинно. Ему ближе дети, их искренность, непосредственность и радость — это живо в нем самом: часто в романе говориться, как он доброжелательно, без задней мысли реагирует на обвинения и провокации. В этом смысле он идеален: как источник абсолютной доброжелательности и непосредственности (и хотя отсюда название романа, это не от глупости, а от чистоты). Он имеет совершенно определенные ценности, понятие добродетели, из них строит свое поведение. В отличие от способа действия остальных героев, у него оно совершенно естественно.

Конечно, эго присутствует у всех, и оно имеет не только отрицательное значение. Часто князя называют промеж себя "идиотом", в смысле наивности, именно потому, что он совсем не заботиться о себе, о своих интересах. Он за рамками рациональности, которая, например, сдерживает Лизавету Прокофьевну. Он пытается понять истинный мотив, а не скрытый смысл игр. Он не видит рациональных игр, не считывает ментальных расчетов и межличностных игр, он их и не угадывает, и в них не включается, перед ними он беззащитен (история с Аглаей и сестрами).

По Достоевскому получается, что рациональное связано с эгоистическим, эмоциональное же — ближе к Богу. Типажи, с искренностью (=страстностью), пусть с недостатками, вызывают симпатию автора. И нет такого человека в романе, который мог бы рационально все объяснить и исправить, это достижимо только состраданием, сопереживанием.

Главный герой чувствует все по-настоящему, он сопереживает искренне и глубоко входя в чувство другого. Даже Рогожин, после того, как совершает убийство Настасьи Филипповны, приводит князя, тем самым разделяя с ним свое внутреннее состояние, и тот по-настоящему со-чувствует вместе с ним, глубоко — до собственного изнемождения.

Князь Мышкин тонко понимает, что нужно в данный момент, что наиболее праведно в каждой ситуации. Но вдруг он может стать совершенно рассеян, когда он переключается от восприятие других на восприятие своих волнений, тут у него совершенно не хватает меры, как замечает он сам. Когда он возвращается из Швейцарии в Россию и встречает Настасью Филипповну, его волнение усиливается. Приехав выздоровевшим, он снова заражается этой русской страстностью, от чего в конце романа становится снова сильно болен и вынужден вернуться за границу.

Он ждет от России, от людей в ней, чего-то большого. Он читал про нее многое за границей и много размышлял, строил идеал. Отмечает тоску русского человека по пути духовному, его духовную жажду. Он смотрит на происходящее наблюдательно, но сразу же страстно включается, и замечает большую страстность русского человека в сравнении с Европой. Но эта страстность, это преувеличение, часто используемое в адрес слов князя, разрушительны, что отражают все страстные персонажи Достоевского, которые если и не страстны вовсе, то хотя бы сочувственны. Эта страстность снова и снова делает больным князя, но в своих словах он оценивает ее совершенно положительно. 

Те люди, которые входят в более глубокий контакт с Мышкиным, все они выпадают из обычного течения социальной жизни, подверженной рациональной ограниченности (Настасья Филипповна, Рогожин, пьющий генерал, Ипполит), их острота восприятия в пограничных ситуациях близки князю. Искренность как страстная часть души сродни праведности. Князь Мышкин приходит, как бы, из иного мира и в него же возвращается, не способный удержаться в мире, где господствует рациональное начало, ограниченное и собственническое (эгоистическое).

Настасья Филлиповна не столь открыта, она тоже в рамках своей рациональности, закрытости восприятия, эмоциональной зашоренности. Она не может выйти из обиды на мир. Она играет, проявляя свою свободу по отношению к другим, но не свободна по отношению к себе, изнанка гордости — самоуничижение. Так и Рогожин впал в свою страсть, не в силах совладать с ней, и потому убивает (и даже не способен не убить) предмет своей страсти. Князя же он убить не может, так как некого убивать, в нем нет эго.

Князь одновременно обладает глубоким сочувствием и страстностью в отношении идей. Он отличатся тонким умом, его волнуют философские вопросы, вопросы о судьбе России и православного христианства — в отличие от католичества, которое, по его словам, проповедует антихриста, искажает истину. Атеизм оказывается менее пагубен, поскольку за ним — один нуль, а вот искажение — это поклонение противоположным ценностям, что более опасно для человеческого существа.

Таким образом, стремление к истине — это стремление к искренности, к отбрасыванию всяких рациональных ограничений, отдача себя во служение сочувствию искренности, порыву истины. Ф. М. Достоевский показывает героя во многих смыслах идеального, но не находящего тем не менее места в мире, гармонии в нем. Автор не ценит общество, порядки которого ему нисколько не симпатичны. Он показывает все изъяны эгоизма, который не видит истины, так как ограничен закостенелостью неживого. И в противовес он рисует человека, лишенного эго. Хотя оно отчасти защищает от чрезмерной отдачи вовне, но и Рогожин, и Настасья Филипповна отдаются идее и чувству страсти, но безумствуют так же сильно выплескиваясь, приходя этим выплеском в тупик, ведь не отдали себя до конца, приходят к собственным границам, а не к Богу.

Когда с князем Мышкиным случается припадок на станции, он говорит: а почему, собственно, это считается болезнью, искаженным восприятием, может быть, в некотором смысле и наоборот. Ведь общая нормальность как прагматичность неудовлетворительна и пошла, лишена духовного. Тупик в духовном смысле показывает Ипполит в своей речи, где сравнивает себя (то есть человека) с выкидышем. Весь мир празднует, пирует, а я выкидыш. Но он не вышел за рамки эгоистического, не освободился от рамок, поэтому замкнулся на себе и, увидев это, ужаснулся собственной замкнутости. А преодолеть ее не смог, не смог понять смирение, которое рождает сочувствие всему, любовь и непосредственность восприятия, свободного от волнения насчет проблем, связанных с "Я". Князь, на вопрос Ипполита, как ему лучше всего умереть, отвечает ему: "Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье". Но Ипполит не смог почувствовать гармонию устроения, а только обиду и зависть, и вместе с тем опустошенность и бессмысленность. В конце концов он приходит к страху перед природой как огромным зверем. Этот страх корениться в противопоставлении себя миру, столь малого столь большому, что рождает сильнейшую рану в человеке, так как он хочет стать равным миру, но не может, отделяя себя от него. Таким образом, он преувеличивает этот разрыв, хотя, всецело входит в него, и это закономерно. Иррациональное, мистическое, эмоциональное соединяет, рождая жизнь в человеке, разум же разделяет, сушит живое начало в человеке, закостенелостью выбрасывает его из мира, своими границами сводит человека с ума. Но также сводит с ума и безграничная восприимчивость к иррациональному и истинному, до буквальной потери себя в бесконечном. Когда же эго остается, то в человеке возникает противоречие, разрывающее его. А если эго побеждает, тогда человек захвачен им, и его сводит с ума твердость и безысходность ограниченности.

И все-таки, в романе князь Мышкин показан больным. Это аллегория, но не сугубо положительная. Подразумевается, может быть, подвести читателя к синтезу между потерей себя и потерей в себе (в эго). К видению порядка гибко, в процессе жизни. К эго как точке баланса, но не расставляющим границы, которые мертвят живое в человеке, а лишь границы как защищенности. В этом смысле нужно стремиться быть абсолютно гибким (в жизни), но при этом все-таки оставаться, быть.

Князь Мышкин — не личность, но часть человеческого существа, он — ее ядро, поскольку именно в нем отражена суть человечности. Именно поэтому князь Мышкин - главный герой, и иначе быть просто не могло. Естественно, что одно ядро не может существовать как отдельный человек. Гениальность Ф.М. Достоевского в том, что он смог рассмотреть свою идею в живейшей иллюстрации. Идея — главное в его творчестве, а само художество отображения служит методом выражения мысли, его творчество нельзя назвать описательным, оно именно философское, а не художественное, так как он как будто разыгрывает спектакль, где грани характера — отдельные личности, самостоятельные характеры (все взаимодействующие больше или меньше друг с другом). Яркие, броские персонажи, пусть не исчерпывают граней характера совершенного любого человека (все они страстны, что свойственно не каждому человеку), но вместе они представляют одно целое человека. Его роман иллюстрирует отношения и конфликты разных граней внутри одной личности, соотношение сторон могут быть разными, но стороны при этом остаются одними и теми же, фундаментальными. Он будто рассмотрел человека по частям, каждую часть его сделал живой, доходящей до своего предела, в своем абсолютном главенстве над всеми остальными. Каждая часть показала свою роль в мире человека, свою необходимость, но вместе с тем не-самодостаточность. Они могут функционировать как целое, однако остаются те конфликты, которые требуют больших усилий при решении, вопрос остается открытым, как привести в гармонию противоположные стороны человеческой личности: эгоизм и абсолютную отдачу истинному.