Сияна Щепановская

Щупание святого. Чутье истинного

 

«Красота – воплощение истинного».

С. Булгаков

  
          
Красота и истина имеют за собой разные смысла, разные цвета: истина воплощает собой чисто духовное начало, оно мужественно, идейно, холодно, далёко – поэтому предстает как синева, прекрасная в своей чистой идеальности, трезвящая холодом и ослепительностью чистого кристалла – своего света. 

Главное же в красоте – то, что она есть воплощение, она есть то, что реализованное идеальное, она есть само воплощение идеального. Красота великолепна, потому что в ней уже присутствует соединение.  Идеальное уже утверждено в культуре, красота же еще ждет своего вхождения в неё, своего воплощения через мир в целом (как часть мира красота уже присутствует). Идеальное уже утверждено в массах, но еще в грубой, абстрактной форме. Абстракция – грубая мысль, лишенная под собой достаточного внутреннего основания. Идеальное стремится утончиться, то есть приблизиться к материи, воплотить софийность (С. Булгаков). Это суть развития культуры, культурности. Культуры мысли и культурности тела, утончение осознанности в обращении с материей мысли и собственно телесности, нашей самой близкой материи, нашего единственного содержания – чувства. Чувство – то, что обращает на себя наше внимание, то, что дает нашему вниманию содержание, разнообразное.

Разнообразие – основа возможности функционирования сознания, которое иначе не могло бы существовать (рожденное через конкретное). Содержание – основа возможности разных форм. Материя – возможность закрепления духа, рассыпающегося без связи, или единства, когда он начинает свое соприкосновение с материей. Тайна изначальна присутствовала в материи, до того, как разум смог обратиться от своего устроения к ней. Ведь и на сам разум можно посмотреть как на чудо прорвавшейся осознанности в многообразии усложняющейся материи, как на выросший из неё. Разум – это тайна, смотрящая сама на себя. Тайна всегда данного единства, которое и является основой сознание. А с содержательной стороны для субъекта, основой бытия. Поэтому сознание есть микрокосм, потому что оно имеет основу ту же, что и весь мир в целом – это единство. 

Радость от мысли (то, что ей движимо) – в расширяющемся усложнении нахождение единства, во все большем разветвлении отыскание связи, то есть во все большей конкретизации содержания связи как таковой. 
В разнообразных движениях мысли разыскивает каждый свой путь усложнения, где ярче и полнее происходит «выстреливание» реальности, то есть самого единства. И в этом поиске всегда есть желанная цель – выявление этой связи в завершенности, выздоравливание от болезненности разделенного духа. Ведь разделенность всегда несет в себе узость, хотя и большую палитру, яркость красок. Но в этих крайностях сосредотачивается опасность экзистенционализма: принять более яркое за более реальное, то есть истинное. Ведь краски в крайности весьма конкретны, однако они ослепляют смотрящего, мутнят его осознанность и чувство истинного.

В этих пограничных состояниях происходит испытывание одного какого-то явления мира сознания: идея ли эта, захватившая его полностью, или эмоция (как с каждым циклом усиливающаяся, то есть становящаяся все более реальной, реакция на идею, то есть эмоция как встраивание идеи в жизнь). Идеи бывают разные, но в сущности эти крайние состояния сопряжены со страхом в явлении этих идей, так как яркое чувство выкинутости в это конкретное состояние, из-за неосознанной, но сильной вовлеченности в него, делает испытывающего претерпевающим, пассивным. Главное, что сознание как формообразующее ядро перестает быть центром, и центром становится что-то – данная идея, которая развертывается в своей полноте. Человек плывет в ней, он не стоит и не смотрит, он переживает текучесть и стихийности материи мысли в себе. Эти состояния дают человеку чувство живого, интуицию самой жизни, которая знает сущность связи, единства. Эти состояния – есть важный материал, из которого возможно потом построение осознанной веры. То есть уже сознательное погружение себя в стихию чувства истинного, для которого требуется достаточная устойчивость сознания от порывов переживаний, от переживания единичности, когда человек боится мощи своего собственного воления, содержащейся в нем бесконечности. 

Путь к истине – это путь на ощупь, это щупанье святого, того, что самое лучшее, достойнейшее и интимнейшее близко, мысль о котором пробуждает, а не пьянит. Путь истины связан с риском – отбросить леность ума, искушение слепой опьяненностью воления, но вместе с тем смелость обрести опьянение ведущего внутреннего света, того, что проясняет, при этом всегда оставляя простор полноте. Свет является как надежда пробуждения и высвобождения творческих сил - как собственной стихии, накрывающей с головой, но не ослепляющей. В этом процессе всё более трезвится, охлаждается и кристаллизуется материя. Тогда начинается путь, тогда слышен треск реализующегося духа в материи -- оживленный дух, и обретающая глаза проявляющаяся красота материи. Так рождается истинная Душа, красота человеческого сознания. 

 17.6.14 

 

другие философские статьи Сияны Щепановской

 

на главную страницу сайта   

Семиры и В.Веташа «АСТРОЛИНГВА»