Философские статьи Сияны Щепановской (Пылай)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

Миф  и  ритуал

как  теоретическое  и  практическое

в  осмысливании  бытия  человека

 

Эссе

студентки 3-го курса

Щепановской Сияны Витальевны

 

 

(Преподаватели: Боков Г.Е., Шахнович М.М.)

 

СПб 2013

-----------------------------------------------------------------------------------

 

 

Введение

 

Миф — то, что отражает и подсознательно формирует мировоззрение общества, это аллегорически выраженные идеи человечества, картина Вселенной. В мифе все процессы описаны идейно, его сакральный смысл идеален и относится к далеко-возвышенному. Идейность мифов заключена в том, что они исходят не от простоты процесса, а от сложности жизни в целом и от его роли в общем движении мира (и это задает фантазийность описания, возвышающуюся над индивидуальным). Но общее движение мира — это конкретика, которую нужно пережить. Для этого существует ритуал, в-высшей-степени-праздник, на котором обязательно случится величайшее событие: а именно, начало будет восстановлено прямо сейчас, здесь, все должно встать на места, космос должен снова утвердиться.

Утверждение космоса в архаическом ритуале — это утверждение порядка, в котором человек — это представитель человечества. Человек еще не отделен, и он не целостен как выделенная индивидуальность. Его целостность в роде, а не в нем самом. Его остро не беспокоит индивидуальное, да и осознает ли он его, как осознает его современный человек? В историческом процессе, с точки зрения концепций, видящих развитие в истории человечества, можно проследить индивидуализацию конкретного человека, его постепенное обращение к себе. И вместе с этим обращение ко всему хаосу, противостоящему ещё столь малому и тяжело удерживаемому космосу. Но тем не менее, растворение в природе, космосе без сомнения потеряно и первородный комфорт утрачен посредством сомнения, которое раскрывает великий страх человека, выпуская его, вбрасывая! на просторы неизведанного. Это происходит при утрате мифа, при десакрализации и обессмысливании человеческого существования. Имея миф и ритуал, в который общество верит, этот надлом проходит. Но человечеству мало восстановить порядок, оно ощущает в себе чувство особого долга перед Вселенной, которая наделила его способностью это чувствовать, способностью задавать вопросы. Роль мифа и ритуала — задать общее сакральное пространство, в котором человек найдет себе место, не закостенелую, а живую роль, действительно воплощающую определенную идею и стремление к благу человечества.

Утратив мифологическую целостность восприятия мира в технократической дробности бытия человек все же полностью не потерял связь с этой полуосозноваемой целостностью мира. И его эмоционально-душевная природа так или иначе стремится выразить и почувствовать ее, хотя бы через достижения мира искусства, черпающего глубину сюжетов и чувств из тени мифологического прошлого, т.е. - архетипически вечного.

 

Практическое сакрального и профанного.

Ритуал и антиритаул

 

Ответ на столь острый вопрос соотношения человека и Вселенной требует возврата к истокам, самоудостоверения в ощутимом опыте. 

Мистический опыт — термин,  употребляемый именно в смысле переживания человеком единения с миром, понимание мучивших его вопросов в форме озарения. Этот опыт неотделим от теоретических построений, мифологических сюжетов. Он держит их смысл. Это проживание самого смысла выстроенного, в процессе которого человек трансформируется.

Да разве может невроз или личностно-психологическая проблема быть причиной религии (как считает З. Фрейд)? Исток всех психологических проблем — в общей утрате перспективы, в опускании до мелочности целей, но какое бы количество их не было, это никогда не затмит в человеке фундаментальные вопросы, его жажду и искать, и найти причины вещей и смысл существования. Религия играет в обществе не компенсаторную, а изначально-образующую роль (как показал Э.Дюркгейм). Абсолютный скептицизм не просто ввергает человека в отчаяние, он изгоняет человека от его самого желанного предмета. Он сродни противоположной крайности чрезмерно рационального подхода — догматизму. Догматизм — становится скучен, в нем человек гаснет, потому что это есть форма без наполняемого "живым хаосом" содержания, без подпитки из потенциального, глубинного, бесконечного. В нём есть порядок, но не космос в смысле упорядоченного целого, неотделимого от взаимодействия с "дико-пляшущим" хаосом, который  — его энергия и источник тайн, неисчерпаемый потенциал человечества к действию и познанию.

Дать прочувствовать хаотическое, мистическое, изначало и основу космического — вот реальная задача, фундаментальнейшая роль ритуала. Он раскрывает человеку смысл мировоззрения, смысл построения, дает прожить ему мир собственным сознанием. Хотя в узком значении ритуал первоначально возник как техническое средство перехода из состояния профанно-обыденного в религиозное, возвышенно-мистическое. Тем не менее, на протяжении веков он из механической роли расширился до уровня мистерии, способный собой переключить из состояния внешнего во внутреннее.

Мистерия — то, без чего человеческое общество не может иметь сакральное. Если в культуре довлеет профанное, оно начинает скептически насмехаться над не содержащим скепсиса содержанием, понимая всё в неверной буквальной проекции: ведь люди данной культуры не имели опыта, раскрывающего содержание относящегося к нему глубинного процесса. Вот почему в книге О.М. Фрейденберг можно найти идею, что комедия — это низкий стиль. Смеются, потому что не понимают, хотя внутренне испытывают потребность к этому прикоснуться. Это даже можно назвать (в рамках традиции психоанализа) защитной реакцией от серьезного смысла, и поворотом к безответственности перед собой и человечеством. Смех, так же, как и скептицизм, оказывает хорошую услугу в проверке качества мысли, мировоззрения. Это проверка на глубину идей (в этом смысле есть здоровый смех как очистка, преодоление абсурдности и наивности). Но когда смех и скептицизм становятся ведущими принципами, мир будто переворачивается с ног на голову. Естественные процессы гипербализизуются, становясь неестественно ценны, а вечные вопросы обессмысливаются отчаянным смехом.

Процесс осмеивания — антиритуал, это процесс десакрализации. Но за ним стоит одно фундаментальное переживание: потерянности, заброшенности, незавершенности, нецельности — ибо перед человеком бесконечность как пустая, лишенная цели перспектива! — Утрачены объем и глубина смыслов, необходимые для нее (которыми обладает миф и которые воспроизводит ритуал).  Сакральное требует большого напряжения, но плоды его наполняют человека, озаряют его взгляд подпитывающимся из Бесконечного смыслом. Десакрализация несет без-основность существования, если главенствует, но она дает укрепиться мировоззрению, "освободиться" от дыхания бесконечности в сне без сновидений.

 

Заключение

 

Сакральное и профанное, миф (теория) и ритуал (практика), трагедия и комедия — противоположности, крайности, присущие человеческой культуре. Ритуал исполняет танец ценностей, приближая человека к опыту себя. Миф задает основу размышлениям, он придает им форму, будучи мировоззрением, которое нужно пережить и которое дает человеку возможность действовать согласно собственной творческой активности. Он привносит уверенность, так как его принцип — порядок.  Миф отражает способность человека к обобщениям, ритуал — к проживанию индивидуального, как человек испытывает вот-это-событие. Миф — целостность осмысления, ритуал — цельность переживания.

Опыт целого дается с трудом, поэтому ритуал — сложно организованное событие, где распределены роли и четко проработаны детали воссоздающегося. Это творческий процесс с уже заданными правилами, заданными заранее и не самими его участниками, и потому он столь приближает к самой жизни! (В жизни мы вброшены в уже готовые условия, правила — мышления и т.д., но каждый проживает свою жизнь творчески, осмысливая уже данное сызнова, воспроизводя уже заданное на собственный лад).

Что же такое творческое осмысление действительности в мифе и ритуале? Оно соотносится с осознанностью основ, на которые опирается мысль, а также начинанием с самого начала. Это — проблематика индивидуального сознания, выпавшего из неосознанного единения и приближающегося к единству мира как собственному достижению мысли. Индивидуальная выброшенность — это личностная проблема. На ней настаивало не только христианство, эту тенденцию можно заметить и в других культурах. В её основе концентрация на себе и все большая, растущая ответственность перед собой. Я — человек, представитель человечества, несущий в себе долг, не имеющий возможности жить без осуществления этого долга. Ищущий вопросы, находящий ответы, которыми не возможно быть удовлетворенным до конца. Миф, рождающий мировоззрение, ритуал, дающий верить в существование смысла, двигают человека по его единственному пути  — пути познания, невозможному без сакрального.

 

-------------------------------------------

Список использованной литературы:

 

Кассирер Э. Философия символических форм. – Т. 2. Мифологическое мышление.– М.; СПб., 2001

Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках М., 1988.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М, 1997

Фрейд З. Будущность одной иллюзии. М.-Л., 1930

Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – СПб, 1998

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994