Щепановская С.В.

Как сказываются в бытии начала и концы?

 

Что привносят начало и конец в действительность сущего, как они сказываются во мне? Что во мне говорит как начало – и что, как конец?

Для рассудочного, обычного режима мышления, конец может мыслиться раздельно от начала: сознание может не усматривать их бытийную, а не только понятийную, связь. Но эта схема статична. В динамике (где целеполагание, необходимо сопутствующее осмыслению, как писал Кант, смыкает начало и конец) конец поглощается началом, конец искупается началом.

Время как протяженность и поток дополняется пределами – началом и концом. Так кроме динамического, мы обретаем статическое: рассудок фиксирует поток, останавливает его. Во мне – как сознании – статика необходима для осмысления, для возможности рефлексии о чем-то свершившимся, ведь если всегда нечто продолжает идти, то как я успею сделать вывод, как я – сознание – вообще может появится? Память как наколенный опыт дает возможность развития. Начало и конец стимулируют это развитие, привнося в бытие концентрацию во времени за счет его ограниченности для меня. Однако, это одновременно рождает желание преодоления своей конечности, как и преодоления нахождения только в переходящем, выхода за пределы пространственно-временных рамок. И именно тогда, когда мы задаем вопрос к самому истоку голоса, идущего через нас, мы выбиваемся из текучести линии жизненных событий.

Вопрос об истоке, как и вопрос о конце, невозможно разрешить из потокового состояния сознания, поэтому необходимо преодоление границ. Этот вопрос, именно мысль о пределах – выбивает нас из текущего ряда временных движений и заставляет «возвыситься», то есть преодолеть ограниченность, прислушаться к «внутреннему» источнику вечности ("внешнее" и "внутреннее" – это снова уже ограничения — источник же не имеет ограничений в этом смысле, так как он источник и того, и другого, и одинаково относится к ним обоим). В индийской мифологии мы встречаем такую параллель: Дити (ограничение) и Адити (безграничность), и обе они являются матерями богов.

Пределы дают мне возможность быть и понимать себя. То есть в сущности пределы дают сам возможность чему-то явиться, потому что явление конкретного – это всегда явление ограниченного, а иначе ничего и не может существовать. А также – возможность познания. Из этого вытекает, что вообще любое явленное это то же, что осознанное в себе! И нельзя существовать никак иначе, чем имея источники познания. В этой связи вспоминается древние предания, что камни – умеют хранить память. Го-воря современным языком, кристаллическая решётка камней хранит информацию. Или нынешние теории о разумности атомов. Всё, что существует – всё разумно. Разум-ность базируется на способности к выделению конкретного, предела. Знание всегда конкретно (то есть имеет отнесенность к чему-то конкретному), как бы точно или не точно оно не было. Философия стремится проникнуть в сущность самого начала и из него понять конец — сущность истока, объединяющего в себе смысл начала и конца.

В начале уже заложен конец, иначе бы ничего не началось, потому что не было бы внутри него рамок, в которых оно могло бы выразиться. Всё начинается в каждый момент, но философски мы пытаемся из начала сделать также процесс исторический, разложить его на ряд статичных элементов, чтобы понять динамику пульсации истока. Мы не помним своего рождения как появления, про смерть говорить и подавно нелегко. Важнее, наверное, то, к чему ведет осознание границ. Благодаря противоположности, предел ведет к пониманию беспредельного во мне, абсолютное впервые осознает себя как абсолютное именно через конечное. За счёт ограничения началом и концом я осознанию безграничность Самого Себя, как идущую через меня волю к СамоПознанию.

12.10.2014

другие философские статьи Сияны Щепановской

 

на главную страницу сайта   

Семиры и В.Веташа «АСТРОЛИНГВА»