Тело и реальность, сила света-Пневмы, игры внутри храма – рожденье Психеи

 

доклад на конф. «Психея и Пневма»:

 «Человек с точки зрения психологических и философско-религиозных воззрений»

 

Соотношение психеи и пневмы – можно понимать как соотношение душевного и духовного аспектов человека. Каков же реальный процесс этого соотношения? Можем ли мы рассматривать духовное в отделенности от душевного, неся ответственность за то, что высказываем в этой связи о духе?

По-видимому, отделенность духовного как логического[1] в отрыве и легкости теории вне душевного и телесного проживания рождает совершенно неимоверные перспективы, может породить совершенно необычные идеи, которые просто не могут прийти на ум, если идти, пошагово соотнося идеи с душевным развитием. Теория в своем созерцательном виде порождает оригинальные, доселе не бывшие высоты мысли, таким образом, творя утопии (как материал для оживления) /для душевной жизни. Но душа впоследствии идет за изобретениями духа, обнаруживая потребность ожить через открытые в мысли духовные высоты, наделив их уникальностью реального себя.

Что же добавляет красоте и волшебству теоретического ощутимая Психея? Какова её особая сила? Это сила – свершения, преобразования тяжелых недугов тянущегося к земле тела.

Но ч
то прибавляет тело к реальности бытия?
Тело обладает магнетизмом и притягивается к земле. Тело – творец качества весомости. Оно задерживает, позволяя остановиться. Оградив и ограничив территорию длительность – явив «время», в муках рождает качество «реального» – за счет упругости натяжения, упрямой и непоколебимой тяжести сопротивления, рождая напряжение и саму трудность преодоления препятствий. Муки и боль от ощутимых границ дают появится осязаемо твёрдой материи, которая является на глаза в качестве конечного.

 

Это то, что создает тяжесть жизни и не дает делать что-то, показывает это трудным и сложно достижимым, создает «заднюю мысль». Это великая сила! Она выводит наши действия из фрустрации – делает из них достижения – стоящие усилий, находящихся в настоящем (в противоположность фрустрации будущего, лишь мечты).

 

Здесь вылупляется первое ощущение «своего», которое впоследствии организуется в «я». Конечное – конкретно такое, оно нарабатывает собственную силу сопротивления тяжести, не имеет возможности чистой фрустрации. Тело заставляет находить себя – ибо вынуждает быть определённым границами, как одна и та же область отвоёванного «мое», не повергнутого в тяжесть. Одним и тем же конкретным, в качестве себя, в своём лично качестве, которое и ведет в развитии настойчивого сопротивления к появлению «я». И здесь стало видно! Появление «я» происходит за счет собственного усилия. За счет противоположной силы – легкого воспарения вверх, за счет промелькнувшего озарения впереди, что зовёт! К выходу из этих границ, ибо обещает свет, «да» (что-то положительное), чему свойственно расширение, что являет себя победоносным прорыванием от тягостной подчиненности притяжению земли – светоносностью. Конечное выходит из границ – но выходит само. Ему больше не нужны предыдущие жесткие рамки, чтобы остаться в качестве «себя», однако, новая тяжесть нахлынет и потянет к земле, новая трудность возникнет, что заставит сам свет стать более ощутимым, чтобы явиться и намекнуть на себя, подступив ближе к тяжести границ, - чтобы не пропасть из виду, чтобы быть замеченным «мной».

Эту светоносную силу можно назвать пневмой – в значении духовного дыхания космоса, красоты и порядка в бытии.

Душа, Психея здесь – та жизнь, что появляется из взаимопротивлений этих сил, она одушевляется, она имеет свой лик, она наблюдает за своими склонениями – то в одну, то в другую сторону, оставаясь бессмертной связью, внутри которой рождаются формы материальных и духовных позиций бытия, душа пребывает, сопереживая им и наблюдая за внутренней эволюцией, что порождает игра и война этих сил.

 

В философском дискурсе мы много занимаемся аспектами борьба, проявляя эти стороны. А те, кто стремится ощущать целостность при этом, воссоединяются с бессмертной наблюдательницей в себе, мудрой – своим виденьем сразу двух, юной – своим обновлением, ибо две эти силы рождают новую ее форму, живую, более тонкую по своей организации. Психея – именно она имеет глаза, которые видят красоту и фейерверки новых побед и боль новых поражений. Но она не есть они. Она – это их связь, их появляющийся всё более мудрый ребенок. Каждый плывет через жизнь на ее водах, связующих всё в движении этого мира, все победы развития и поражения последствий. Пневма как одухотворение мира несет вдохновение, несёт единство всеобщего ритма в момент действ приятия мира – через стук барабанов, произношение в такт мантр. Материя несет осознание себя через границы, дарует ощутимость и определенность. Психея же – связывает это в целостность, даёт им место для взаимодействия и стремится стать красотой всё новых витков единства.

 

март 2016

другие философские работы Сияны Щепановской

сайт АСТРОЛИНГВА



[1] Имеется ввиду, развитие новоевропейской мысли по сей день, та линия развития, где теория идет вперед за высотами смысла, не всегда принимая во внимание телесно-душевные практики – из чего после возникает наука