сайт Семиры и В.Веташ «АСТРОЛИНГВА»                                                                                                                                            на главную страницу сайта

СЕМИРА (Щепановская)

СОВРЕМЕННОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЦИКЛОВ ВРЕМЕНИ

тезисы доклада на конференции.

 «ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОСТИ» 1998г

при цитировании данного материалa обязательно ссылаться на автора (с)

 

 

Первое представление о времени вышло из наблюдения за повтором природных циклов. Циклическая картина мира была присуща философам античности (Анаксимандру, Эмпедоклу, Платону, стоикам). И сегодня цикличность событий позволяет нам осмыслить настоящий момент времени и понять его исторический смысл.

Понятие цикла объединяет в себе понятия прогресса и современно-сти. Прогресс и современность противопоставлены как точки отсчета, с которых мы рассматриваем время. Говоря о современности, мы признаем настоящий момент как самоценный, в котором проявляются все потенции жизни. Всё уже есть: и с этой точки зрения задача развития видится лишь в том, чтобы реструктуризовать настоящее, перестроить действующую структуру в контексте актуальных проблем.

С точки зрения прогресса современность ценна лишь как этап для будущего. Акцент здесь ставится на нехватке, отсутствии того, что должно быть. Такое, критическое видение мира сопуствовало идеологии последних веков. Но сейчас идея прогресса отошла на второй план, и акцент несомненно перенесен на современность: мир живет не ради будущего, но ради настоящего. Это снижает критическое отношение к происходящему и не дает видеть перспективу. Поэтому актуальным становится более широкий взгляд на время: который может дать видение современности как одновременного среза разных временных периодов.

 

Говоря о философии времени, вернемся к тому, как тысячелетиями разрабатывалось это понятие. Древним было присуще постоянное внимание к циклам (смена дня и ночи, фазы Луны — откуда произошла современная неделя, сезоны года и более масштабная периодичность: периоды обращения планет — всё, что мы сейчас называем словом астрология: физически, это часы со множеством разных стрелок). Способность древнего нерасчлененного логического и образного мышления позволяла находить эмоциональный отпечаток времени в культуре и душе — пользуясь современной терминологией, его архетип — и вычленять его воздействие. Фактически это было преломление в жизни физических знаний о природе. Пересечения воздействия этих архетипов дают возможность создавать многоплановый рисунок каждого момента времени.

Изначальная опора архетипического подхода — самая первая, мифологическая, картина мира, ценная тем, что она оперирует масштабными сценариями событий, столь же древними, как сама человеческая культура. Эти сценарии, отраженные в мистериях сотворения мира или взаимоотношений и борьбы богов, опыт истории проецирует в современную жизнь. И мы можем проследить их сегодня (что сделано в нашей статье «Астромифология и политика»[1], где микросценарий перестройки сопоставлен мифологической смене этапов сотворения мира).

Для современного человека время — абстрактное понятие, но повторение циклов позволяет ощутить и вычленить архетипическое значение периода. Главная ценность такого представления о времени в том, что он неосязаемое переводит в осязаемое и даёт описание времени с вневременной позиции (хотя конкретика интерпретации зависит от времени). Поскольку мы живем и мыслим в рамках времени, любая система описывает время изнутри него. Но система астрологии дает инструмент, при помощи которого мы можем оперировать со временем и с позиции внешнего наблюдателя.

 

Переходя к конкретике, рассмотрим два астрономических цикла, актуальных для настоящего момента. Первый — 171/2-летний цикл смены идеологии, описывающий ведущую идею человечества на данный период. Второй — 37-летний цикл, определяющий экономический фундамент и перспективы его развития.

171-летний идеологический цикл — цикл соединений Урана с Нептуном (т.е. проекции этих двух планет в одну точку эклиптики Земли). По аналогии с тем, что Уран символизирует идейные трансформации, а Нептун — веру, этому циклу сопутствует формирование нового мифа о том, каким видится будущее человечества с точки зрения его гуманистических идеалов. Последние два раза это соединение имело место в социально ориентированном знаке (т.е. проецировалось на эклиптический знак Стрельца, актуализируя архетип построения справедливого общества и прогресса, которым вершит сама природа. Идеи этого архетипа ярко выразили философы, родившиеся в этом знаке: пантеизм Спиноза и диалектика природы Энгельса).

Аналогично этому, идеология двух последних циклов, господствовавшая 340 лет, была сориентирована на миф о построении справедливого социального строя. Первый из них, начавшийся в 1649-50 гг. положил начало буржуазным свободам (правление Кромвеля в Англии). Второй, который начался в 1818-22 гг. концом буржуазных революций в Европе и Америке и рождением Маркса и Энгельса, выдвинул на первый план как самые прогрессивные социалистические и коммунистические идеи. В следующие 170 лет эти идеи обрели свое воплощение, прошли проверку II Мировой войной и были отвергнуты незадолго до начала следующего цикла в 1993 гг.

Начало цикла предполагает максимальный резонанс влияний, на импульсе которого в жизнь входит новая тенденция. Оно определяет подъем идеи (начало последнего цикла — это восстание декабристов в России и усиление народной борьбы во многих странах). Середина цикла — пик и максимальную реализацию идеи (1905/07 — первая революция в России, ставшая предвестницей социалистической). Кроме того, каждый цикл имеет фазы, проявляющие позитив и негатив воплощения идеи в жизнь. Это составляющие, определяющие гармонию и дисгармонию резонанса (аналогично тому, как в музыке деление струны на три или на шесть является консонансом — квинтой и терцией, а на четыре диссонансом — квартой). Так фаза, равная 1/3 цикла времени (2/3, 1/6, 5/6) показывает достижения, которые несет с собой новая тенденция (в нашем примере 1/3 — опыт Парижской Коммуны, 2/3 — достижения страны Советов и победа во II мировой войне). Период 1/4 (3/4, 1/8 и т.д. более мелкие) указывают на связанные с ней недостатки (например, 3/4 — холодная война). В последней трети цикла идея уже идет на убыль и вынуждена себя доказывать, но имеет на это силу. Но в конце цикла (1992 год) она сходит на нет и отвергается: не остается сил, которые бы могли её защитить, так как требуется обновление веры.

(Распад СССР, как идеологического оплота веры в построение идеального общества, в 1991 г. и невиданный скачок цен с 1.1.1993 г. в нашей стране, ударивший по социальным нуждам населения, окончательно выбивает почву из-под возможности реализовать идеологию социальной справедливости и прогресса. Не будет натяжкой сказать, что в конце 1992 года миф, ставивший во главу угла социальный идеал, прекратил свое существование. Начиная с этого времени вера предыдущих трех столетий в общественный прогресс как магистральный путь эволюции человечества, теряет свою актуальность).

С 1993 года начинается новый идеологический цикл. Если предыдущие два соединения Урана и Нептуна происходили на фоне социальных влияний архетипа Стрельца, то начало последнего цикла произошло на иной почве, которая переносит акцент с общественного на личное право и совершенство. Эта новая почва (архетип Козерога) отвергает революционный подход и идею скачкообразного прогресса. Знак Козерога, на который в 1993 году проецировалось соединение Урана с Нептуном, рисует ту идеологию, на которую общественное мнение будет опираться до 2164 года.

Знание характерных черт архетипа Козерога: которые, в частности, выявляет направленность идей философов, родившихся под этим знаком (основатель позитивизма Конт, прагматизма Джемс, теоретик анахизма Прудон) — позволяет увидеть неслучайность идей, становящихся ныне популярными в обществе, и предсказать ход развития общественного мировоззрения. Новая идеология развивает идею строительства жизни собственными руками: в частности, планирования материальных процессов "сверху". Поскольку Козерог берёт судьбу в свои руки, не надеясь на светлое будущее, идеология становится более жесткой и менее оптимистичной, зато выражает готовность воплотить в реальность все предыдущие недоработанные идеи, оставив глубокий практический след на будущие времена.

Знание закономерностей 171-летнего цикла подтверждает, что мы живем в период разрушения старой и формирования новой идеологии. Как считал астролог юнгианской школы Дейн Радиер, значение астрологических прогнозов прежде всего в том, что они помогают выявить смысл существующего периода времени. В соответствии с тем, что архетипически с Ураном соотносится мифологический образ небесного творца, созидающего мир мыслью, а с Нептуном — образ хаоса, откуда возникло всё, «влияние» этих планет символически открывает дверь в запредельное. И началу цикла сопутствуют не вполне ясные веяния, размывающие прежний взгляд на мир. С этой точки зрения, значение нынешнего хаотического этапа жизни (который многим видится лишенным всякого смысла) — в поиске новой идеи, захватывающей умы, и оформлении её в виде "мифа" (подобного мифу о светлом коммунистическом будущем). Новый способ веры в будущее — основанной на возможностях личности — ясно проявится, вероятно, не ранее 1/12 цикла (2008-2012 гг.). Ярко разработают эту идею люди, родившиеся, скорее всего, в период начала цикла.

Тем не менее уже сегодня можно с определенностью сказать, что ныне формирующаяся идеология смещает акценты:

1. С коллективного движения (общественного прогресса) на индивидуальное развитие личности. Достижения общества призваны служить совершенству личности: они не остаются пустой абстракцией, лишь когда закрепляются в прогрессе каждого конкретного человека. Поскольку абсолютной целью становится личность, идея исторического развития как прогресса отодвигается на второй план. Изменением коллективного разума правят требования времени, и оно не есть развитие в том смысле, что одна идейная концепция ничем не лучше другой: ценна лишь ее актуальность в данный момент. Максимальная самостоятельность и свобода личности, как абсолютной единицы, через которую вершится прогресс, т.о. ставится выше сиюминутных потребностей общества (что позволяет понять позитивный смысл идеи анархизма как ратование за максимальную самостоятельность отдельных единиц во всех сферах жизни).

2. С иерархического порядка: в котором явление мыслится фазой развития, высшей или низшей по отношению к другому,— на более гибкий порядок системного типа: в котором каждая из единиц является равноценной доминантой и явление находит свое место в общей системе согласно собственной природе и ценности (а не оценке с позиций более авторитетного явления — что подчеркивает актуальность идеи многополярного мира).

3. С экстенсивного на интенсивный путь развития, с учетом внешней и внутренней экологичности любой деятельности (этот переход невозможен без преодоления экспансии предыдущего образа мысли людей (архетипа Стрельца), которая остаточным способом проявляется в процессах глобализации. Неслучайно они все более получают критическую оценку).

4. Со скачкообразообразных динамических процессов (во многом основанных на инстинктивно постигаемых скрытых энергиях) на равномерные, более доступные сознательному контролю и управлению.

5. С объединения на основе общего, которое подавляет частное, на объединение на основе уникальности единиц, согласно их роли в общей системе. Это чаще всего выглядит как переход от абстракции теории к конкретике практики: например, догматику религиозной идеологии сменяет понимание естественной духовности различных проявлений самого жизненного процесса.

Именно поэтому, наряду с поверхностным объединением на основе информационных связей, которое мы наблюдаем сегодня, наиболее актуальным становится подчеркивание глубинных особенностей культур, религий и философских учений, возникших на основе разного климата, нац. характера и психологии людей. Подобно тому как экология природы ставит целью сохранить все виды животных и растений, понимая, что каждое из них занимает необходимую нишу в связанности процессов биосферы Земли и утрата любого звена нарушает общую целостность,— возникающая экология культуры заставляет прийти к пониманию значимой роли каждой культуры и идеи в общей симфонии жизни и мысли человечества.

 

Другой астрономический цикл, актуальный для рассмотрения идеологии – это цикл отношений Урана и Плутона, которые определяют политическую идеологию масс. В отличие от внешне почти незаметного влияния Нептуна (который символизирует неощутимые духовные веяния и веру), Плутон в обществе обозначает себя резко: это та точка притяжения, куда направлены энергетические (и финансовые) потоки. И Уран, и Плутон – планеты трансформаций, и их напряженное взаимовлияние обозначает экстремизм идей. Такой астрологический аспект имел место в 1933-1937 гг., что привело к распространению фашизма в Германии и сталининским репрессиям в нашей стране. Тем же аспектом было отмечено учреждение опричнины при Иване Грозном: характерен в это время жесткий политический курс и в других странах.

В следующий раз аналогичный аспект будет в 2013-2017 гг., и следует все более опасаться всплеска фашистских идей (скинхеда), популярность которых будет усиливаться, если не принять мер, как и жесткого контроля, экстремизма правительства по отношению к населению. Поскольку последнее не гасит национализм, способствуя распространению идей неравноправия народов, в свете напряженного аспекта Урана с Плутоном это может принять опасные масштабы.

Гармоничный аспект – соединение Урана с Плутоном – имел место в середине 60-х, в период «оттепели», дав старт позитивному и миролюбивому внешне-политическому курсу (идеологии “борьбы за мир”), а также смягчению отношения правительства нашей страны к собственному населению, устранению экстремально-жесткого контроля над людьми и репрессий. Более слабый гармоничный аспект был в 1994-1998 гг., когда законодательно (налоговой политикой) были созданы хорошие экономические условия для свободы печати и предпринимательства. Гармонией этих планет был также отмечен период НЭПа.

Т.о. напряженные фазы данного цикла воскрешают понятия тирании и деспотизма, как идеологической узости в разных ее видах. Гармоничные способствуют исправлению политического курса, и идеи, проявившиеся в период начала цикла (при соединении планет) служат критерием и залогом верного политического курса в последующий период.

 

Теперь о 37-летнем цикле, который очередной раз начался в 1989 году, сделавшем возможным экономические реформы после завоевания политических свобод. Это цикл соединений Сатурна и Нептуна, и мифологический образ взаимодействия этих планет — создание прочного острова земли посреди океана вод: что соотносится, в частности, с созданием экономической базы общества. Рассмотрим его на примере нашей ближайшей истории.

Толчком предыдущему 37-летнему экономическому циклу послужило послевоенное восстановление экономики. Одной из ключевых задач того времени было создание военно-промышленного комплекса, и этой линии была подчинена доперестроечная экономика. С 1989 г., знаменующего начало нового экономического цикла он начал разрушаться. Капиталистические идеи, которые были заложены в тот момент, дали свои первые позитивные всходы в 1/6 цикла (в 1996 г.). При дисгармонии 1/4 фазы цикла (дефолт в 1998 г.), они прошли проверку на прочность. Выявленные негативные тенденции преодолеваются к 1/3 цикла (2002 г.), но 1/2 цикла (2006-2007 г.) вновь расшатывает экономический фундамент, ставя цель более высоких и масштабных достижений. В этом смысл настоящего момента с точки зрения экономической перспективы. 2/3 цикла (2011-13 гг.), вероятно, станет вершиной реализации идей капитализма в России. В 2015-16 гг. они могут ещё раз доказать, что жизнеспособнее других. Но к 2025 году они изживут себя, и станет необходимым и возможным другой экономический фундамент.

 

Это три примера циклов, определяющих стратегию времени. На самом деле их гораздо больше. Если говорить о финансово-экономической базе и связанных с ней политических процессах, следует учитывать цикл соединений Сатурна с Плутоном (начало цикла в 1982-83 г. дало толчок перестройке; новый старт такого же масштаба будет дан в 2020 году). Техническое переоснащение предприятий описывают фазы цикла Урана и Сатурна, а развитию свободной рыночной экономики, согласно исследованиям западных астрологов в области "мировой астрологии" способствуют аспекты Урана и Юпитера (пример нашей страны подтверждает этот вывод).

Разнообразие циклов, вложенных в один отрезок времени, создает впечатление многомерности времени (время предстает не как линейная прямая, а как множество параллельно разворачивающихся спиралей). Возможно, такая модель времени не очевидна для современного разума, но наша психика работает в режиме цикличности и воспринимает время именно так. В этом — психологический корень подспудно возникающих у нас представлений о параллельных мирах и временах.

Объемный образ времени, который при этом возникает, тесно связан с понятием смысла происходящего. Цикл подразумевает начало и конец: веху истории (в то время как для абстрактного мышления время связано лишь с идеей бесконечности). Для древних начало нового цикла было повторением космогонического акта творения, стирающего прошлое и возобновляющего жизнь заново (что показал М.Элиаде). Осознание циклов времени как вех расчищает путь вперед.

архив 11 Kb

вернуться к перечню статей

 

 



[1] в кн: Семира и В.Веташ. Астрология: имя и символ. СПб/Лань, 1997