semirafot1к перечню фил. статей

Семира (Щепановская Е.М.)

ВНУТРЕННИЙ ОПЫТ ШАМАНИЗМА С АРХЕТИПИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

доклад на международной .конференции "Психотехники и измененные состояния сознания" в Российской Христианской Гуманитарной Академии, 2018

// Шаманизм и архаические техники экстаза. Сборник статей конф. под ред. П.В.Берснева

СПб.,изд-во Центра Антропологических исследований «Древо жизни», 2019 124 С.СС.93-103

 

Пролагая пути к бессознательному, психоанализ задал современные методы его интерпретации. К.Г. Юнг, введя понятие архетипов, сохраняющихся в религии и культуре, задал возможность символической интерпретации того, что происходит в душе. С этой точки зрения мы можем интерпретировать традиционные переживания "изменённых состояний сознания". Для этого, правда, надо принять аксиому, что внутренний опыт человечества един – утверждение, доказываемое Юнгом через единство психики людей и параллелизм архетипов различных, несвязанных между собою, культур. ("Подобно тому, как человеческое тело демонстрирует общую анатомию помимо любых расовых различий, так и психика обладает единым субстратом по ту сторону любых различий в сфере культуры и сознания, который я назвал коллективным бессознательным".[1])

Представления о небесном и подземном мире, куда возносится или спускается шаман, глубоко архетипичны. Архетипичность эта имеет древнюю, но также и современную символическую проекцию (представленную в авторской диссертации[2]). Небесные сферы соотносятся с движением как таковым, с полётом мысли, со свободой – внутренним раскрепощением, выходом за рамки социально установленного: Небо – это один из древнейших архетипов, сформировавшихся уже в период глобальных миграций племён – тогда, когда социальная сфера ещё не была развита, и установки, заковывающие нас в общественную традицию, ещё не возникли. Когда шаман переживает вознесение на Небо, он архетипически соединяется со стихией наиболее безостановочного движения, разгоняет мысль (имеется в виду мысль в человечески-изначальном, а не современном интеллектуальном плане – то есть мысль целостная, не отделенная от душевного переживания). Он соприкасается с архетипическим переживанием отделения Неба от Земли как основы творения: формирования внутри свободного пространства, которое бы вместило в себя некий новый, непосредственный опыт и дало бы возможность (= досуг мысли как психическую свободу) его осознать.

Психолог Эдингер сны о полётах считал показателем высокого осознания себя во сне, когда интуиции удается приподняться над темным хаосом бессознательного[3] и сопоставлял их алхимическому понятию сублимации, рисующему процесс, аналогичный творению как разделению начал. Оно отражает плотно закрытый сосуд, холодный сверху и подогреваемый снизу. Под действием внутренней реакции очищенные элементы поднимаются вверх, а тяжелые выпадают в осадок, и это напоминает мифологический процесс творения: из лёгких элементов формируется Небо, из тяжёлых Земля в китайской мифологии. В результате сублимации происходит высвобождение энергии, которое может рассматриваться и как полёт мысли.

Ещё раз подчеркнём, что это движение – и сама устремлённость к иным мирам – является результатом отделённости ранее связанного, разрыва – которые также выявляются в психологическом переживании. В телесно-психической проекции – как разделение тела или души на части, что является традиционным шаманским переживанием. В социальной проекции – как избранность: отделённость шамана от своих соплеменников. Побывав на Небе, он более не может жить в их социальном мире по тем принципам, что они: он сохраняет память об изменённом состоянии сознания выхода в мир иной как саму возможность лечить.

Наиболее важная часть практики шамана – целительство, поэтому его опыт имеет под собой работу с телом. С собственным телом и через это – с телом пациента (поскольку в том и другом есть аналогичные материальные структуры, которые управляются схожими психическими структурами). Для приведения в порядок органов и понимания принципов их деятельности, или общей их гармонии важно детально ощущать их в их отдельности, откуда легко могут возникать фантазии о "хирургической операции", когда органы человека заменяются другими. Зачастую более дееспособными – более активными, что есть и должно быть основным результатом любого целительства. С медицинской точки зрения, если орган обращает на себя внимание, значит, в нём есть отклонения от нормы, и тогда то, что переживается как его изъятие и замена (позволяющая далее забыть о нём и его не ощущать), является просто его нормализацией.

Таким образом, внутреннее стремление, высвобожденное в результате "шаманского полёта", направляется на цели лечения или гадания (предвидения). В развитых культурах на первый план выходит культурная функция, которой служат органы человека, и здесь можно вспомнить пушкинское: "… и вырвал грешный мой язык…": ангел заменяет язык поэта "мудрым жалом змеи", что даёт ему возможность пророчествовать. Характерен и образ пустыни, в которой при этом пребывает поэт – это архетипический образ радикального отрыва мысли и души от привычного, высвобождающего бесконечная устремленность к утраченному в вечной невозможности его достичь, о котором говорилось выше. И чем более развита культура, тем более подобный процесс отрывается непосредственно от тела и воспринимается как чисто духовное таинство.

Однако медицина, и психология, возникшая в конце XIX века как её часть, возвращает нас обратно к телу как опоре различных состояний сознания. Если мы сегодня не отслеживаем и не переживаем изменения состояний тела в связи с изменениями состояний ума, как это делали шаманы, это свидетельствует о нашем невнимании к телу или о том, что в современной неэкологичности жизни тело практически никогда не является здоровым (природно-гармоничным) насколько, чтобы оно могло само себя исцелять. Возможно, нужны психологические потрясения, подобные шаманским, чтобы заставить его это делать – что и обуславливает интерес к ним. Хотя более новые религиозные практики обходятся без них: так, в традиционной йоге ощущение вибрации чакр оказывает на тело нормализующий эффект. Воздействие христианского причастия на тело верующего также осуществляет целительскую функцию, в идеале увлекая органы к совершенству Христа.

Несколько иную психическую и ментальную окраску, чем шаманский полёт на Небо, имеет архетипическое представление о подземном мире. Здесь акцент не на движении (в пугающую бескрайность, бесконечность), как стартовую точку всякого развития, а на связи с ресурсами, необходимыми для деятельности. Похороненные в земле предки – духи, ушедшие в подземный мир, и символизирующие их тотемы животных и растений – являются хранителями традиционного знания и призваны к тому, чтобы делиться им с потомками. В нас продолжают жить умершие, с которыми мы были связаны. Они выступают помощниками, и в этом смысле подземный мир ближе душе, теплее, отзывчивее, чем безграничное Небо.

Правда, наука приучила мысль людей к безразличию холодного космоса – ещё А.Ф. Лосев полвека назад считал, что к такой картине мира невозможно привыкнуть ("Мир – абсолютно однородное пространство… он плоскостен, невыразителен, нерельефен. Неимоверной скукой веет от такого мира… а главное, всё это как-то неуютно, всё это какое-то неродное, злое, жестокое"[4]). Однако, надо признать, современный человек чувствует себя в этой пустыне достаточно уютно, защищаясь от неё только притуплением и отсутствием чувств. А смерть, напротив, "одичала": в обществе потребления, идеал которого – социальная успешность материального характера, тематика смерти, выставляющая человека в материально-неприглядном свете, замалчивается, на что неоднократно указывали исследователи[5]. Если бы стало нормой, а не уделом святых, что тело после смерти не разлагается, это сняло бы табу на смерть в современном обществе – но пока смерть обречена становится в нём всё более и более пугающей. Поэтому и притягивают те древние общества и шаманские ритуалы, в которых люди здороваются со смертью за руку, используют её дары во благо и не боятся глубинного душевного контакта с миром умерших. 

Если Небо учит независимости от мира – одиночеству, расправляющему крылья ради неведомого творчества, то царство смерти дарует плотность взаимодействия с органическим и неорганическим царством. Если архетип Небес отодвигает границу личности в бесконечность, то архетип подземного мира обозначает вектор её перехода – и выхода к тесной взаимозависимости всех жизненных проявлений. Приобщаясь к личности другого, к индивидуальности животного и растения, человек сознанием выходит за границу своего тела, за рамки своей психической обособленности, а в шаманских практиках – даже за барьер видового: родового человеческого восприятия. И если смертно тело – и душа, и ум в границах тела, то выход за его пределы есть шаг к преодолению смерти.

Шаманское попадание в тот и другой миры – иные по отношению к нашему, можно, по К.Г.Юнгу, трактовать как архетипическую амплификацию: то есть полезное для психики переживание, привлекающее энергию общечеловеческого культурного архетипа и во многом необходимое (иначе не было бы стимула на его воспроизведение). С Небом и царством смерти связан ряд архетипических общекультурных символов (образ света, явленности, ветра, урагана, дыхания, простора, птицы, крыльев, круга, арки, ворот, радуги, моста, дерева и т.д. – с первым; образ тени, невидимости, камня, огненной реки, скалистого ущелья, пещеры, змеи, клада, подземных сокровищ, скота, пастбища и т.д.— со вторым). Описания шаманских путешествий кружат обычно в сфере этой символики. Можно предположить, что те или иные реалии небесного или подземного миров, не носящие общечеловеческого характера, больше относятся к чертам конкретной культуры или субъективным особенностям переживающего шаманский опыт.

Современный интерес к шаманскому опыту и желание его пережить обычно не имеет под собой практической цели лечения (хотя именно она создает наиболее непосредственную основу для вхождения в телесные переживания такого рода), а именно стремление приблизиться к универсальным общечеловеческим архетипам и пережить опыт выхода за ограничения традиционного сознания. За рамки души, ограниченной телом – и оценить из глубины психического переживания общечеловеческую идею бессмертия.

 на главную страницу сайта 

Семиры и В.Веташа «АСТРОЛИНГВА»



[1] Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994 С.157

[2] Щепановская Е.М. Генезис и систематизация архетипов мировой мифологии. Диссканд. филос. наук. СПб., 2011

[3] Edinger E. Anatomy of the Psyche, Alchemical Symbolism in Psychotherapy. La Salle, 1985

[4] Лосев А.Ф. Диалектика мифа, М., 1990 С.405

[5] Марков Б. В. Философская антропология. СПб., 2008. СС.275, 284