Тело и реальность, сила света-Пневмы,
игры внутри храма – рожденье Психеи
доклад на конф. «Психея и Пневма»:
«Человек с точки зрения
психологических и философско-религиозных воззрений»
Соотношение психеи и пневмы – можно
понимать как соотношение душевного и духовного аспектов человека. Каков же
реальный процесс этого соотношения? Можем ли мы рассматривать духовное в отделенности от душевного, неся ответственность за то, что
высказываем в этой связи о духе?
По-видимому, отделенность духовного как
логического[1]
в отрыве и легкости теории вне душевного и телесного проживания рождает
совершенно неимоверные перспективы, может породить совершенно необычные идеи,
которые просто не могут прийти на ум, если идти, пошагово соотнося идеи с
душевным развитием. Теория в своем созерцательном виде порождает оригинальные,
доселе не бывшие высоты мысли, таким образом, творя утопии (как материал для
оживления) /для душевной жизни. Но душа впоследствии идет за изобретениями
духа, обнаруживая потребность ожить через открытые в мысли духовные высоты,
наделив их уникальностью реального себя.
Что
же добавляет красоте и волшебству теоретического ощутимая Психея? Какова её
особая сила? Это сила – свершения, преобразования тяжелых недугов тянущегося к
земле тела.
Но что прибавляет тело
к реальности бытия?
Тело обладает магнетизмом и притягивается к земле. Тело –
творец качества весомости. Оно задерживает, позволяя остановиться. Оградив и
ограничив территорию длительность – явив «время», в муках рождает качество
«реального» – за счет упругости натяжения, упрямой и непоколебимой тяжести
сопротивления, рождая напряжение и саму трудность преодоления препятствий. Муки
и боль от ощутимых границ дают появится осязаемо твёрдой материи, которая
является на глаза в качестве конечного.
Это то, что создает тяжесть жизни и не дает делать что-то,
показывает это трудным и сложно достижимым, создает «заднюю мысль». Это великая
сила! Она выводит наши действия из фрустрации – делает из них достижения –
стоящие усилий, находящихся в настоящем (в противоположность фрустрации
будущего, лишь мечты).
Здесь вылупляется первое ощущение «своего», которое впоследствии
организуется в «я». Конечное – конкретно такое, оно нарабатывает собственную
силу сопротивления тяжести, не имеет возможности чистой фрустрации. Тело
заставляет находить себя – ибо вынуждает быть определённым границами, как одна
и та же область отвоёванного «мое», не повергнутого в тяжесть. Одним и тем же
конкретным, в качестве себя, в своём лично качестве, которое и ведет в развитии
настойчивого сопротивления к появлению «я». И здесь стало видно! Появление «я»
происходит за счет собственного усилия. За счет противоположной силы – легкого
воспарения вверх, за счет промелькнувшего озарения впереди, что зовёт! К выходу
из этих границ, ибо обещает свет, «да» (что-то положительное), чему свойственно
расширение, что являет себя победоносным прорыванием
от тягостной подчиненности притяжению земли – светоносностью.
Конечное выходит из границ – но выходит само. Ему больше не нужны предыдущие
жесткие рамки, чтобы остаться в качестве «себя», однако, новая тяжесть нахлынет
и потянет к земле, новая трудность возникнет, что заставит сам свет стать более
ощутимым, чтобы явиться и намекнуть на себя, подступив ближе к тяжести границ,
- чтобы не пропасть из виду, чтобы быть замеченным «мной».
Эту светоносную силу можно назвать пневмой
– в значении духовного дыхания космоса, красоты и порядка в бытии.
Душа, Психея здесь – та жизнь, что появляется из взаимопротивлений этих сил, она одушевляется, она имеет
свой лик, она наблюдает за своими склонениями – то в одну, то в другую сторону,
оставаясь бессмертной связью, внутри которой рождаются формы материальных и
духовных позиций бытия, душа пребывает, сопереживая им и наблюдая за внутренней
эволюцией, что порождает игра и война этих сил.
В философском дискурсе мы много занимаемся аспектами борьба, проявляя эти стороны. А те, кто стремится ощущать целостность при этом, воссоединяются с бессмертной наблюдательницей в себе, мудрой – своим виденьем сразу двух, юной – своим обновлением, ибо две эти силы рождают новую ее форму, живую, более тонкую по своей организации. Психея – именно она имеет глаза, которые видят красоту и фейерверки новых побед и боль новых поражений. Но она не есть они. Она – это их связь, их появляющийся всё более мудрый ребенок. Каждый плывет через жизнь на ее водах, связующих всё в движении этого мира, все победы развития и поражения последствий. Пневма как одухотворение мира несет вдохновение, несёт единство всеобщего ритма в момент действ приятия мира – через стук барабанов, произношение в такт мантр. Материя несет осознание себя через границы, дарует ощутимость и определенность. Психея же – связывает это в целостность, даёт им место для взаимодействия и стремится стать красотой всё новых витков единства.
март 2016
[1] Имеется ввиду, развитие новоевропейской мысли по сей день, та линия развития, где теория идет вперед за высотами смысла, не всегда принимая во внимание телесно-душевные практики – из чего после возникает наука