на главную страницу сайта

Семиры и В.Веташа "АСТРОЛИНГВА"

semira1

СЕМИРА © 5-е путешествие (2009)

 

АРХИТЕКТУРА ИНДИИ: ДРЕВНЯЯ И НОВАЯ

Храмы Каджурахо и Раджастана. Акшардам

Горные впечатления долины Куллу

 

продолжение:

 

ДОЛИНА КУЛЛУ

 

kulu_doroga

 

В мире не так много осталось необычных природных мест, пригодных для современной жизни, и Маунт Абу — одно из них. Другое такое место, где можно побывать дважды, и много раз — долина Куллу. В этот раз я побывала в ущелье, где из земли бьют горячие источники — посёлке Маникаране. И ещё одном городе на хребте горы — Шимле, куда из Калки через туннели и мосты ведёт миниатюрная "игрушечная" железная дорога. И самым сильным впечатлением долины Куллу были дороги: широкий вид из окна поезда на горы и долины, дорога по ущелью реки Парвати в Маникаран и вдоль реки Биас по долине Куллу.

 

 

Горный поезд из Калки в Шимлу

 

kulu_parovozik

 

trainvidИ Раджастан, и долина Куллу — запад Индии, и к счастью, возможно доехать до Куллу из Марвара через пустыню, минуя Дели. Мы ехали сутки из Джохдпура в Калку, любуясь равниной со скудной растительностью и редкими верблюдами. По дороге миновали Биканер — ещё одну крепость Раджастана и оплот раджей. Там мы не останавливались из-за вечного отсутствия времени — как, из-за накопившейся дорожной усталости не побывали и в Джайсалмере, где крепость самая красивая. А там как раз проходил праздник пустыни — главный праздник этого города. Вот где, конечно, было много верблюдов!

Но когда мы утром проснулись, пустыня осталась далеко позади. Задерживаться в Калке смысла нет: просто это конечная станция нормальной железной дороги, откуда начинается подъем в гору. И нужно пересесть на петляющий по горам мини-поезд, который взбирается на высоту более 2000 м. Таких горных ж.д. маршрутов в Индии пять-шесть. Их неторопливое движение, открывающее широкий обзор вверх и вниз, позволяет иногда рекламировать их как экскурсионные — но обычно они используются самими местными жителями, как наиболее удобная форма доезда до их горных деревень. Эти медленно ползущие по серпантинам "игрушечные поезда" ходят только днем, а поскольку путь из конца в конец занимают все светлое время, то ходят они полноценным маршрутом обычно раз или два в сутки, а их отправление и прибытие по-индийски приблизительное.

kulu_parovozНам повезло: нужный нам "toy train" стоял на соседней платформе — и чтобы не искушать судьбу, мы тут же в него и сели, без билетов и завтрака. Через пять минут он отправлялся. Контролер попросил нас купить билеты на следующей станции, где будет касса.

После экспресса 1-го класса, на котором мы приехали, вагончики маленького синего поезда выглядели совсем обшарпанными. Зато окна открывались полностью. Да и какая разница, как выглядят скамейки, когда вокруг часами меняющиеся горные виды!

Мне было жаль, что наша поездка продлится всего 3,5 часа -- если верить лучшему из путеводителей Lonely Planet. Но я втайне надеялась, что путеводитель, считая время по английским меркам, как обычно, ошибается — и  все указанные там временные отрезки следует умножать на два. (Как в случае Каджурахо от Махобы: в путеводителе указано 1,5 часа, а мы ехали туда 3 на автобусе и порядка 2,5 обратно на такси даже  вечером, когда дорога была пустой). Мои ожидания вполне оправдались! Мы любовались горными видами и пейзажами не три с половиной, а семь с половиной часов — причем всё за те же 20 рупий (15 рублей).

 

yarik toytrainСемь часов пролетели как семь минут. За это время даже мои спутницы успели пообщаться в поезде с индусами — лишь одна почему-то осталась в обиде на индийскую непунктуальность. Но чем медленнее мчаться по извивам горных дорог, тем лучше. И хорошо, что на севере, где горы выше, всё же нет такого лихачества на серпантинах, как на юге. А приблизительность расписания дает более точное попадание в жизненный поток, всегда разный. Это залог индийской безопасности: не делать того, к чему не складываются обстоятельства и не лежит душа. Тише едешь — дальше будешь. Эта русская пословица, которую вряд ли поймут американцы, в Индии безусловно верна.

 

Надо сказать, этот паровозик ехал все же быстрей, чем тот, что вез нас в прошлую поездку из Силигури в Дарджилинг — где дети, резвясь, запрыгивали в него на ходу. Там поезд идет параллельно машинам, как трамвай: рельсы проложены прямо по горному шоссе. Здесь же он шел полным ходом по своему собственному, специально оборудованному пути, за 96 км проезжая 102 туннеля и 969 мостов. Пробить их в скалах был немалый труд — но какая нужна изобретательность, чтобы спланировать такую дорогу! Было 20 станций — в 20 маленьких населенных пунктах, и иногда мы видели поля и домишки внизу — но в целом дорога была совершенно безлюдным, красивым горным пейзажем. Мы с Яриком стали считать туннели — на 33-м сбились. Мой ребенок был в восторге от маленького "игрушечного поезда", и вправду воспринимая его игрушкой и лучшим аттракционом этой поездки.

 

В начале пути попадались лиственные кустистые деревья и пальмы. Потом они окончательно перешли в пушистые сосны с длинными иглами. Выше были ели. Узкоколейка не нарушала природной гармонии: у индусов нет манеры вырубать все под корень вокруг дороги, как у нас,— деревья обрамляли путь.

 

kulu_goryshimla

 

Сев на поезд в 8 утра, к половине четвертого мы доехали в Шимлу. Шимла — красивый городок, но слишком шумный. Это еще один город на хребте горы, где центр — сам хребет, куда заезжает и паровозик, и где находится автовокзал с его сутолокой, а улицы спускаются вниз, в долины. На ночь останавливаться было рано, и мы поехали дальше, по серпантинам в Манди  (даже на такси это заняло 5 часов вместо обещанных 3-х). Мы успели понаблюдать закат над горами, а потом все скрылось во тьме.

 

kulu_shimla

 

 

*      *      *

Обратно мы ехали из Манди в Харидвар на такси, из экономии времени и из-за сложности переезда (прямого транспорта здесь нет, понадобилось бы 2 или 3 автобуса), Мы ехали 12 часов по серпантину гор: по другому склону, чем тот, где ходит горный поезд. Дорога была более южной и лиственной, хотя не менее красивой. Наиболее впечатляли деревья без листьев, но с красными, оранжевыми, розовыми цветами на голых ветвях. Середина февраля, когда мы были в долине Куллу — начало весны, когда можно увидеть цветение абрикосов и других деревьев. Кое-где росли кусты бамбука, величиной с дерево. При подъеме лиственные деревья вновь сменились пушистыми соснами: лес здесь был похож на ухоженный парк! Но, конечно, 12 часов на машине по серпантинам — испытание для космонавтов! На поезде ехать куда приятнее. И если поезд на пятерых стоит 100 рупий (+ рупий 400 ушло бы за все автобусы + рупий 100 до ашрама), то такси стоит 7 тысяч. Так что экономия на местном транспорте по сравнению с такси — более чем в 10 раз, даже для компании в 5 человек.

 

toytrain yarik

См. также слайд-фильм:

Горные пейзажи из окна "игрушечного" поезда из Шимлы в Калку, который проходит 102 туннеля и 969 мостов: https://yadi.sk/i/JPKd9RdpfTqJx или https://yadi.sk/d/jX83r1N6UcN4C

 

 

продолжение: Маникаран — горячие источники в горах

 

 

на главную страницу сайта